Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Алапаевская узкоколейная железная дорога. Часть 2.

В России все еще есть такие места, где прибытие поезда - настоящий праздник. Потому что он приходит четыре раза в неделю, а других путей, по которым можно выбраться из таёжных посёлков в "большой мир", просто нет. Помимо пассажиров, поезд перевозит почту и продукты первой необходимости для местного магазина. Все знают: не будет железной дороги - не будет и жизни в посёлке.
Одна из них - Алапаевская узкоколейная железная дорога, расположенная на границе Урала и Сибири. Она известна тем, что это самая длинная в России железная дорога узкой колеи, и выделяется среди прочих рядом уникальных особенностей.
В предыдущей части мы осмотрели музей узкоколейной железной дороги и депо. На следующий день, 20 июня, мы отправились из Алапаевска по узкоколейке в Санкино и обратно.
DSCN6961

Мы прибыли на узкоколейный вокзал к началу продажи билетов. Здание было открыто, и внутри него было довольно оживлённо.
DSCN6938
Расписания пассажирских поездов и тарифы.
DSCN6935

DSCN6936

DSCN6937
Купили билеты в плацкартный вагон.
DSCN6933
Надо сказать, что перед этим, в музее АУЖД, нас уверили, что в Санкино мы без проблем приобретем обратные билеты. На деле всё оказалось немного наоборот ))
На территории депо вовсю кипела работа.

Пассажиры потихоньку стали перемещаться на платформу.
Наконец, поезд подан.

Посадка:
2013-06-20_19-18-13_431
Интерьер плацкартного вагона. Всего 14 мест:
DSCN6940
Сцепка. Как в добрые старые времена:
2013-06-20_19-23-38_977
Двойные окна в вагоне не открывались. Пускай летом жарко, зато зимой не холодно ))
Даже летом у проводницы под полкой лежали дрова.
DSCN6949
В 19:30, строго по расписанию, отправление.
Сразу же проезжаем гигантскую по узкоколейным меркам станцию Красная 2, крупнейшую на АУЖД. Об особенностях расписания, связанных с этой станцией, я уже писал. На станции имеется путевое развитие как узкой, так и широкой колеи.
vlcsnap-2014-01-02-17h36m36s249

vlcsnap-2014-01-02-17h37m01s5

vlcsnap-2014-01-02-17h37m13s118
Когда-то все пути были заставлены многочисленными платформами с лесом. Сейчас же грузового движения практически нет. Во-первых, треста "АлапаевскЛес" уже нет, услугами грузоперевозок последнее время пользовались лишь некоторые частные компании. Во-вторых, лес вдоль главного хода почти везде вырублен, а многочисленные лесовозные линии разобраны. 99% дохода АУЖД - это поступления из районного бюджета.
Начальный участок разобранной линии на Сусан.
vlcsnap-2014-01-02-17h35m08s119
Вскоре начинается крупный ухоженный поселок Западный.
vlcsnap-2014-01-02-17h54m28s239
Алапаевские просторы:
vlcsnap-2014-01-02-17h54m55s246
Путепровод под линией широкой колеи Нижний Тагил - Алапаевск.

Длинный лесной перегон. Ветви деревьев местами цепляли вагон, издавая приятный звук.
Наконец, берег Верхнесинячихинского пруда.
vlcsnap-2014-01-02-17h53m35s214

vlcsnap-2014-01-02-17h52m35s78
Поезд въезжает в село Верхняя Синячиха. Становится видна плотина пруда.
vlcsnap-2014-01-04-14h15m51s177
Вскоре первая остановка - Синячиха. В прошлом году здесь мы позорно покинули вагон. С удивлением обнаруживаю свежеуложенный второй путь. Спустя 13 лет восстановлено путевое развитие, и Синячиха снова стала станцией!
DSCN6945
Если кто-то знает, для чего это сделано, прошу поделиться.
Через три минуты поезд трогается дальше в путь. Поезд огибает мрачноватые строения Верхнесинячихинского металлургического завода, на котором действует своя электрифицированная (!) узкоколейная железная дорога. Когда-то она была соединена с АУЖД. C поезда её не видно.
DSCN6946
Успенская церковь в Верхней Синячихе.
DSCN6948
Угольная - последняя станция в цивилизации. После нее в поезд никто не садился.
DSCN6953

DSCN6951
Путепровод над линией широкой колеи Алапаевск - Серов. Граница того самого "царства узкой колеи".

Пейзажи становятся более однообразными. Кое-где мелькают небольшие вырубки.
DSCN6954
Вот и Ельничная - крупнейший поселок, не имеющий автодороги.
Станционное здание и, по совместительству, магазин.
DSCN6959
Стоянка 20 минут. Раньше здесь отцепляли вагон на Гаранинку. В 2012 году туда подвели автодорогу, и необходимость в узкоколейке моментально отпала, линия была разобрана.
Разгрузка товарного вагона. На заднем плане - депо Ельничная.
DSCN6965
Поселок. Непривычно отсутствие автомобилей. Вместо них - дрезины-"пионерки". Такие, как эта (видео).
DSCN6963
Одинокий голубой вагон. Безмятежный пруд. Тишина.
DSCN6961
Но вот раздается гудок, и вагоны трогаются. Через 20 минут - Строкинка. Здесь все прошло очень быстро.
DSCN6973
Заброшенное станционное здание.
DSCN6974
Местные мужики ставят "пионерку" на рельсы.
DSCN6978
После Строкинки начало темнеть. С трудом можно было разглядеть станцию Чернышовка, на которой начинается единственное действующее ответвление на Берёзовку. Посёлок выселен, поезд проследовал без остановки. Такие же посёлки-призраки Паньшино, Октябрь, Подкур.
Станция Чернышовка:
DSCN6980
К тому времени в вагоне стало совсем не жарко. Но тут началась другая беда.
Когда я выходил фотографировать станцию Муратково, меня в течение секунды облепила туча кровососущих насекомых.
Они хорошо видны на этом кадре:
DSCN6984
Пассажиры стали просыпаться, в вагоне включили чудо техники - электрическое освещение. Скоро конечная - Санкино.
21 июня, второй час ночи. Поезд остановился, пассажиры моментально освободили вагоны. Мы идём к дежурной по станции покупать обратные билеты, кассы здесь нет. Открываем дверь. Вдруг на нас выливается поток отборного мата. Общий смысл монолога был "закрывайте дверь, а то комары налетят, мне тут целую ночь сидеть".
- Извините пожалуйста, нам два билета в плацкартный вагон до Алапаевска.
- Что же вы так поздно пришли?
- Мы только что на поезде приехали.
- Вы не местные?
- Из Алапаевска, а вообще-то из Подмосковья.
- Да вы мои дорогие, как же вас к нам сюда занесло? Только один билет есть, на верхнюю полку. Оставайтесь здесь, завтра уедете.
- Мы бы сами хотели, но у нас завтра вечером поезд из Екатеринбурга.
- Как же вы сюда ехали, могло бы и не одного билета не быть.
- Нам в Алапаевске сказали, что мы у вас без проблем купим.
- Кто вам сказал такую глупость? У нас даже в очередь выстраиваются в плацкартный. Сегодня чудо, что один остался.
- Берем. А второй - в общий.
- Так между вагонами перехода нет.
- Согласны. Давайте.
Дежурная пошла к проводнице плацкартного вагона узнавать, нет ли свободных мест. Та сказала, что если бы было одно нижнее место, она бы пустила нас вдвоем.
Неизвестно, кому из повезло больше: тому, кто пролежал всю ночь на верхней полке, пытаясь уснуть в раскачивающемся вагоне, или тому, кто сидел на жесткой лавке и видел туманы, рассвет.
Многие пассажиры вышли в Синячихе и пересели на автобус, оказавшись в Алапаевске раньше поезда. Но мы решили так не делать.
Поезд прибыл в Алапаевск. Короткая поездка в переполненном "ПАЗике". В гостинице отсыпались почти полдня после ночных похождений. Воспоминаний хватило потом надолго.
Tags: Алапаевск, Екатеринбург, Железная дорога, узкоколейка
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments