Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Узкоколейная железная дорога Тесовского транспортного управления

Одно из главных преимуществ узкоколейных железных дорог - это то, что их можно прокладывать на сильно пересеченной местности, например, по болотам. Это обусловило одну из основных областей применения узкоколеек - добыча торфа. В советское время практически каждое торфопредприятие имело свою узкоколейку. На особо крупных месторождениях железные дороги с небольшой шириной колеи обслуживали сразу несколько торфопредприятий и входили в состав транспортных управлений. В свое время их было довольно много. К настоящему моменту осталось одно - Тёсовское, расположенное недалеко от Великого Новгорода, в поселке Тёсово-Нетыльский.
DSCN8771

Первый участок железной дороги начал работать в 1933 году. На торфоразработках имело место использование труда "спецпоселенцев". К началу Великой Отечественной войны протяженность линий составляла около 20 километров. В 1941-44 гг. район был оккупирован германской армией, добыча торфа производилась для ее нужд. В 1950-е годы протяженность линий многократно увеличилась, в 1951 году было создано транспортное управление. На торфомассивах были построены рабочие поселки. В поселках Тесово-2 и Тесово-4 были построены локомотивные депо. В начале 60-х локомотивный парк пополнили тепловозы ТУ4, позднее - тепловозы-электростанции ЭСУ. В 1960-1980-е дорога считалась одной из образцовых в своем роде, на ней испытывалась новая техника. Протяженность путей достигала 179 километров, Существовало пассажирское сообщение по различным маршрутам. Линии заходили и на территорию соседней Ленинградской области.

В 1990-е годы хозяйство катастрофическими темпами пошло в упадок. Небольшие рабочие поселки опустели. Было отменено пассажирское сообщение (кроме рабочих поездов), одна за другой стали уничтожаться линии. Части огромной сети стали изолированными друг от друга. Дольше всех проработала изолированная сеть в Ленинградской области вблизи поселка Тесово-4. К 2009 году сохранилось 12 километров главного пути, от Тесово-Нетыльского (также имеет место название Рогавка) до производственного участка к западу от озера Тигода. Добываемый торф используется в котельной поселка, а также поставляется на экспорт для производства торфяных горшочков для растений.
Карта с обозначением действующих линий, составленная С. Болашенко. Пунктиром обозначен участок, разобранный в 2008 году.

Мы посетили эту железную дорогу 6 ноября 2013 года.
Переезд, когда-то охраняемый. Справа будка дежурного.
DSCN8769
Прямо - разъезд, переходящий в путь на торфоразработки, направо - начальный участок разобранной Северной линии.
DSCN8807
Начальный участок разобранной линии:
DSCN8809
Стрелки с оригинальными противовесами.
DSCN8772
Вид на главную станцию (Тесово-1)
DSCN8774
Бывшая консоль со светофорами. Поезда перед отправлением когда-то выстраивались в очередь.
DSCN8776
Необычные торфовозные вагоны:
DSCN8777
Большинство путей на станции заброшено:
DSCN8778
Бывшая диспетчерская:
DSCN8783
Тут со стороны переезда раздался гудок, и мы увидели что-то движущееся. Пассажирская автодрезина ТУ6П-0050, гордость дороги, одна из немногих сохранившихся, привезла рабочих с производственного участка. Неслыханно повезло!

К ней была прицеплена цистерна с горючим. Цистерну отцепили...

А дрезина отправилась вглубь поселка, высаживая рабочих прямо у домов.

Через некоторое время она вернется и встанет в депо. Мы пока продолжим осмотр.
Виднеется здание депо.
DSCN8785
Вагоны с торфом. Видимо, прибыли незадолго до дрезины.
DSCN8789
Вид в обратную сторону.
DSCN8792
Торфоразгрузочная эстакада.
DSCN8794
Вот и депо.
DSCN8793
В левом ангаре - ТУ6А, в правом - тепловоз-электростанция ЭСУ2А.
DSCN8800
Техника, отслужившая свое, являющаяся источником запчастей:
DSCN8799

DSCN8802
Дрезина тем временем вернулась обратно.

Заходит в депо:

Необычные цистерны и уничтоженная часть станции. Вид с лестницы диспетчерской.
DSCN8804
Прощальное фото.
DSCN8805
Тут усилился дождь, и мы идем обратно к переезду, осознавая, как быстро пролетело время. В Новгород вернулись в полной темноте.
Тесовской УЖД в ближайшее время не грозит полное уничтожение. В поселке Тесово-Нетыльский обосновалась группа железнодорожных любителей - выпускников Санкт-Петербургской детской железной дороги. В отличие от так называемой "группы восстановления ШУЖД", они помогают Тёсовской узкоколейке: занимаются ремонтом путей, восстанавливают технику, выпускают различные печатные издания, делают фотографии.
UPD: Спустя полгода после моего посещения данная группа любителей начала регулярно проводить экскурсии с поездкой по узкоколейной железной дороге, вследствие чего дорога стала широко известна, особенно среди жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Я в каком-то смысле рад, что мне удалось застать эту дорогу в своем обычном, не демонстрационно-туристическом виде.
Спасибо за внимание! Новгородская серия репортажей полностью завершена.
Tags: Железная дорога, Новгород, узкоколейка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments