Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Железнодорожная линия на Васильевском острове

Удивительно, но на Васильевском острове в Санкт-Петербурге есть полноценная железная дорога! Казалось бы, как она может существовать на острове, куда не ведет железнодорожный мост? В этом и состоит ее уникальность. Это одна из трёх полностью изолированных железных дорог (кроме неё, в России подобное есть на Сахалине - тоже острове, и в далёком суровом Норильске). При этом даже многие петербуржцы не знают о её существовании и уверены, что такого в принципе не может быть.


Местоположение железной дороги на сайте Wikimapia:
ВО
Дорога существует с 1928 года и расположена в юго-западной части острова. Пути соединяют друг с другом цеха Балтийского завода, а раньше ими пользовался также завод "Севкабель". Протяженность всех путей в настоящее время составляет 4,2 километра. Вагоны поступают на линию посредством парома через Большую Неву от станции Новый Порт на Гутуевском острове. Для этой переправы в 1972 году по специальному проекту здесь же, на Балтийском заводе, был построен уникальный паром-ледокол. Правда, почти вся линия скрыта за заборами этих двух заводов. Единственное место, где дорога доступна постороннему взгляду - это железнодорожный переезд у пересечения Косой линии и Детской улицы, рядом с трамвайной конечной. Переезд оборудован шлагбаумом и постом дежурного. Сейчас дежурного нет - это связано с минимальным объемом движения, раньше через переезд проходило гораздо больше поездов. На территории Балтийского завода, вероятно, движение по железной дороге продолжает оставаться довольно интенсивным. В 2003 году на территорию Балтийского завода прибывали на пароме 5 - 15 вагонов в сутки, преимущественно цистерн.
Железная дорога является полностью изолированной с конца 1990-х годов: к этому времени Балтийский завод и "Севкабель" перестали пользоваться услугами грузовых трамваев. На территории обоих заводов заходили подъездные грузовые трамвайные пути. Вполне возможно, что на территории завода имелись гейты - переходы трамвайных путей в железнодорожные (как, например, в Москве на Угрешской улице), и поэтому Василеостровскую железнодорожную сеть можно было назвать "полуизолированной", так как трамвай имел непосредственные соединения с "большой" железной дорогой в других местах, и в случае необходимости можно было доставить некоторые виды вагонов через городскую трамвайную сеть. С 1997 года грузовой трамвай в Петербурге исчез как явление, а последним его пользователем был именно "Севкабель".
Я убедился в существовании железнодорожной сети на Васильевском острове 31 июля 2013 года.
Вид в сторону основной части Балтийского завода:
DSCN8098
Пост (возможно, бывший) дежурного по переезду. Имеет капитальный вид и составляет с забором архитектурное единое целое.
DSCN8099
С другой стороны Косой линии - ворота к дальним цехам Балтийского завода, а раньше - и на территорию завода "Севкабель"
DSCN8102
Путевое развитие за воротами:
DSCN8103
Железнодорожный паром (фото позаимствовано с форума "aroundspb.ru"). Больше фотографий парома - на сайте "Водный транспорт"
Паром-ледокол
А теперь самое интересное - доказательство того, дорога используется: видеозаписи поезда с тепловозом ТГМ23Б-3021 (сделаны не мной).



По неподтвержденным данным, в распоряжении завода имеются 3 тепловоза серии ТГМ23Б, железнодорожный кран КДЭ-161, поливомоечная машина и вагон для перевозки персонала, а также несколько товарных вагонов.
Спасибо за внимание!

P.S. В мае 2019 года на Балтийском заводе состоялся торжественный спуск на воду нового атомного ледокола "Урал". На это мероприятие допускались все желающие, а заодно можно было увидеть железнодорожные пути на территории завода, обычно скрытые от посторонних глаз. Их фотографии, в числе прочих, сделал Константин nord_ursus, в журнале которого они опубликованы. Также интересный и более подробный материал про эту железную дорогу есть у Олега Кулешова kuleshovoleg.
Tags: Железная дорога, Санкт-Петербург, подъездной путь, секретные ж.д., трамвай
Subscribe

promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments