Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Алапаевская узкоколейная железная дорога. Часть 1.

Прошло чуть меньше года, и мы снова оказались в Алапаевске, "узкоколейной столице" России. Описание поездки по Алапаевской УЖД в 2012 году, а также немного исторических сведений - здесь. На этот раз мы были более подготовлены и планировали обязательно проехать от Алапаевска до Санкино и обратно (это основной маршрут пассажирского поезда, длина около 110 км в одну сторону).
Приехали в Алапаевск автобусом из Екатеринбурга около 5 часов вечера, дошли до металлургического завода и сфотографировали остатки путепровода узкоколейной железной дороги.
DSCN6730

Один из дней нашего пребывания в Алапаевске (19 июня 2013 года) мы целиком посвятили осмотру музея АУЖД и станции Алапаевск-2.
Еще не так давно пассажирские поезда отправлялись от красивого "сталинского" вокзала, расположенного на улице 3-го Интернационала. На участке до нынешнего вокзала возле депо путь узкой колеи был совмещен с ширококолейным подъездным путем на завод Стройдормаш (трехниточный путь). Сейчас от узкой колеи не осталось следов; как сейчас используется здание, выяснить не удалось.
DSCN6739
С этой стороны были узкоколейные пути.
DSCN6741
С другой - выход в город.
DSCN6742
Бывшая трасса узкоколейки:
DSCN6740
Отсюда двигаемся до нынешней начальной точки крупнейшей в России железной дороги колеи 750 мм. И вот, наконец, "до боли знакомая" надпись.
DSCN6745
Пассажирская платформа. В конце - вокзал, который раньше был проходной депо.
DSCN6747
Четыре раза в неделю, ближе к вечеру на ней бывает значительное оживление. Поезд - единственный "мост в цивилизацию" для пяти поселков: Ельничная, Строкинка, Муратково, Калач, Берёзовка. В Санкино есть автодорога, но автобусы по ней не ходят, а автомобиль для местных жителей - роскошь.
Вокзал, как обычно в такое время, был закрыт, поэтому мы направились к автомобильному въезду на территорию депо.
Переезд по ул. Бочкарева. Слева депо, справа - станция Красная, переходящая в почти двести километров узкой колеи, настоящей дороги жизни.
DSCN6750
В этом году узкоколейка отмечает юбилей - ровно 115 лет назад первые поезда пошли от Алапаевского металлургического завода до Мугайского углевыжигательного заведения. Плакат на въезде в депо:
DSCN6926
Теперь о поселке Мугай, как и о линии Советская - Мугай - Зенковка, напоминают лишь остатки уникальных построек, затерянные в лесах.
Кстати, паровоз, изображенный на плакате, отношения к АУЖД не имеет. Это ОВ, стоящий в музее на Рижском вокзале в Москве.
Часть территории депо сдается в аренду. Это, помимо дохода железной дороге, дает еще и возможность беспрепятственно попасть в депо.
DSCN6754
Неизменный памятник-тепловоз ТУ2. Такие тепловозы водили поезда по узкоколейным железным дорогам общего пользования (относящимся к МПС) и детским ж.д. На промышленных узкоколейках они были огромной редкостью. Причина - слишком большая нагрузка на рельсы.
DSCN6756
Его внешний вид не устаревает, несмотря на то, что они выпускались в 1950-е годы.
Мы идем в музей АУЖД. В 2013 году он работал не один, а два раза в неделю - по понедельникам и средам. Музей был основан в 1985 году заслуженным работником АУЖД Василием Харловым.
DSCN6777
Людмила Алексеевна Соколова, хранитель музея, провела нам замечательную экскурсию.
Макеты локомотивов и вагонов (увы, не самое лучшее качество)
DSCN6780

DSCN6781

DSCN6782
Представлено различное оборудование, многие предметы до сих пор используются.
DSCN6790

DSCN6791

DSCN6799
Электрожезловый аппарат, который на РЖД стал большой редкостью (используется, например, на линии Лодейное Поле - Янисъярви), на Алапаевской узкоколейке заменен менее технологичным средством - путевыми записками.
DSCN6795
Действующая модель паровоза, бывшая учебным экспонатом в железнодорожном техникуме.
DSCN6820

DSCN6821
В 2005 году силами Алапаевского вагонного депо был создан единственный на российских узкоколейках вагон-храм. По воскресеньям он отправляется к отдаленным станциям (Ельничная, Строкинка, Бёрезовка, Муратково, Калач), и священник проводит службы для жителей этих сел, не имеющих храмов.
DSCN6779
В большом количестве представлены фотографии самых разных лет, включая дореволюционные.
DSCN6797
Три нижних фотографии - раритет, так как линия на Зенковку (26 километров) уже разобрана.
Вокзал Алапаевск-2 с путями:
DSCN6806
Оказывается, на Алапаевской узкоколейке успел поработать тепловоз ТУ5, фотографии которого являются большой редкостью.
DSCN6823

DSCN6825
Среди работников АУЖД есть и художники.
DSCN6801
Людмила Алексеевна с большим увлечением рассказывает о династиях железнодорожников. Это не столь распространенное явление возникало не потому что не было другой работы. Люди относятся к работе на железной дороге с любовью и с патриотизмом. Они всеми силами стараются не допустить ее уничтожения, хотя дорога работает в убыток, и существуют планы выселения нескольких поселков, расположенных вдоль линий.
На прощание Людмила Алексеевна подарила нам несколько старых билетов АУЖД. Они сохранились в музее в огромном количестве.
DSCN8910
Коллекция рельсов разных времен, расположенная при входе в музей. Некоторые из них еще совсем недавно лежали на Мугайской линии.
DSCN6839
После посещения музея нам любезно разрешили осмотреть депо. Здесь нас ждало много интересного
DSCN6761
Техника в депо.
DSCN6845
Свежепокрашенный ТУ7-2386
DSCN6767
Тепловоз-дрезина a-la ТУ6Д (кабина от ТУ6Д, рама от ТУ4, подъемное оборудование шведского производства)
DSCN6848
Тепловоз ТУ7-2388, основная "рабочая лошадка", который водит пассажирский поезд.
DSCN6849
Технологический внутрицеховой путь узкой колеи
DSCN6855
Пассажирская автодрезина, переделанная из автобуса.
DSCN6859
Теперь вагонная часть.
DSCN6872
Снимать было трудно из-за недостаточной освещенности.
DSCN6900
Неизменный состав пассажирского поезда - грузовой, багажный, "плацкартный" и два "общих".
DSCN6775
"Плацкартные" вагоны являются одной из составляющих уникальности этой дороги. В них с относительным комфортом можно доехать до станции назначения, и это актуально, ведь поезд уходит из Алапаевска в 19:30 и приходит в Санкино во втором часу ночи. Билетов на него часто не хватает, в чем мы в дальнейшем убедились ))
Старинные деревянные снегоочистители.
DSCN6905
Неиспользуемые платформы.
DSCN6906
Лесовозные платформы, стоящие с другой стороны от цехов.
DSCN6914
На следующий день нас ждала двенадцатичасовая поездка по маршруту Алапаевск - Санкино - Алапаевск, обернувшаяся настоящим приключением.
...Продолжение следует...
P.S. На станции Алапаевск широкой колеи мы неожиданно для себя обнаружили еще одну узкоколейку (точнее, просто рельсовый путь), не имеющую отношения к АУЖД. Она служит для внутрицеховых перевозок, подвижной состав - вагонетки, толкаемые вручную.
DSCN7021

DSCN7022
Спасибо за внимание.
Tags: Алапаевск, Екатеринбург, Железная дорога, музей, секретные ж.д., узкоколейка
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments