Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Судьба станции Тура

Как-то гуляя по Тюмени, мы нашли в районе ул. Осипенко дорожный указатель: "Царская пристань". Мы знали, что в Тюмени царя Николая II с семьей и свитой пересадили с поезда на пароход "Русь" на некой станции Тура для дальнейшей отправки в Тобольск в ночь с 4 на 5 августа 1917 года.
Указатель привел нас в конец улицы Пристанской. Среди складов и высоких заборов выделялась заметная табличка: "Архитектурно-ландшафтный исторический комплекс "Царская пристань". Он был создан энтузиастом В. Савченко и включает в себя музей пристани "Тура" и ее историческую территорию, в том числе часть одноименной станции. Музейный комплекс заслуживает отдельного описания; возможно, у меня будет время написать о нем на дополнительных страницах. Станция, к сожалению, сейчас находится в плачевном состоянии, но имеет очень интересную историю...
DSCN7307

В Тюмень железная дорога пришла в 1885 году, в то время как значительно более крупный Тобольск, расположенный в 230 километрах к северо-востоку, обзавелся этим благом цивилизации лишь в 1970 году. Исторически Тюмень была связана с Тобольском речным судоходством по Туре, Тоболу и Иртышу. Естественно, возникла необходимость в устройстве станции перевалки грузов с железной дороги на суда. Местом расположения станции была выбрана в то время оживленная городская пристань. Вопреки распространенному мнению, станция была исключительно товарной, ни один маршрут пассажирского поезда сюда не подходил.
Несмотря на скромное предназначение, станционное здание построили красиво, на века, как тогда было принято, - деревянное, с уникальным декором. После того, как в Тобольск и дальше в Сургут провели знаменитую железнодорожную "Нефтяную магистраль", грузовое судоходство по Туре пришло в упадок. Естественно, ст. Тура почти прекратила свою работу. Сейчас станции как таковой нет - это конец длинного подъездного пути от ст. Войновка. Уникальное станционное здание стало частью какого-то общежития. Рельсы, подходящие к нему, ржавеют уже несколько лет и "крепко" заросли травой. От пристани почти ничего не сохранилось. Район, в котором она расположена, производит впечатление забытой, довольно мрачной промышленной городской окраины, в которую едва ли можно зайти случайно. Станционное здание сейчас не является частью музея. К сожалению. Оно настолько интересно и уникально, что должно быть одним из символов Тюмени. Лестница, которая раньше вела в гостиницу, сейчас упирается в металлический забор.
В 1899 году, проездом в Тобольск, в здании станции останавливался великий русский ученый Д.И. Менделеев. "Итогом пребывания ученого в Тюмени стал вывод о необходимости продолжения уральских железных дорог на восток к Тобольску и северо-восток к Тавде для оживления промышленности Урала и Западной Сибири".
В ночь с 4 на 5 августа 1917 года на станцию Тура прибыли два поезда, в которых привезли из Царского села царя Николая II с семьей в сопровождении красноармейцев. Здесь последний русский император совершил остановку на пути в ссылку. Они недолго пробыли в городе, и уже утром 5 августа отправились на пароходе в Тобольск.
В память об этом событии около бывшей пристани установлены два креста.
DSCN7306
Один из них (слева) установлен казаками, другой - самим В. Савченко. Третий крест - на территории Ильинского женского монастыря.
Рядом с этим местом находится неприметная калитка. Мы прошли туда и увидели то, что изображено на первом фото.
Там же:
DSCN7308
Живописные пакгаузы конца XIX века.
DSCN7313

DSCN7316
Когда-то здесь было довольно оживленно (фото из Тюменского музея Свердловской ж.д.):
DSCN7483
Вероятно, остатки причала:
DSCN7309
Рядом расположилась стоянка прогулочных катеров.
Пути здесь сходятся в один.
DSCN7318
Ручная стрелка:
DSCN7320
Еще одна стрелка. Ведет на склад, который до недавнего времени действовал.
DSCN7325
Дальше идти по шпалам было очень трудно, поэтому мы перебрались на асфальтовую дорогу, идущую среди гаражей.
Станционное здание скрывается за этой неприметной калиткой:
DSCN7342
А вот и само здание. Раньше сюда подходили рельсы. Теперь на их месте забор. Окна заколочены. Внутри здание поделено на как-бы-жилые помещения, в которых (со слов) обитают сомнительные личности.
DSCN7327
Дореволюционный шрифт на табличке. Обратите внимание на наличники.
DSCN7329

DSCN7330
Вид с противоположной стороны.
DSCN7338
Мемориальная доска. К сожалению, охраняют явно недостаточно.
DSCN7335

DSCN7339
Лестница в никуда:
DSCN7340
Раньше она вела в гостиницу.
DSCN7370
Мемориальный знак на стене: "В этом доме в 1887 году останавливался знаменитый русский ученый, изобретатель радио Попов Александр Степанович (1859-1905)".
Надеюсь, я передал настроение, царящее на станции. Здание - памятник архитектуры регионального значения - почти уничтожено. Его нужно немедленно объявить музеем, пока не поздно, и принять меры по его сохранению. Это все-таки наша история...
Tags: Вокзал, Железная дорога, Тюмень, подъездной путь, уничтоженные ж.д.
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments