Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Позорные списки

Как известно, в России железные дороги сейчас переживают далеко не лучшие времена. С каждым годом "набирают обороты" случаи отмены пассажирского сообщения на "убыточных" железнодорожных ветках, некоторые из которых имеют протяженность в несколько сот километров. Печальна ситуация в столице Калмыкии, Элисте, где с 2008 года вокзал не используется, а на единственной 270-километровой (!) линии, подходящей к городу, пассажирского сообщения нет. Новая линия Адлер - Аэропорт, строившаяся в городе Сочи специально перед Олимпиадой, также осталась ненужной вследствие отмены всех поездов, хотя на её строительство, включая два тоннеля и огромную станцию в аэропорту, были затрачены огромные деньги. В город Павлово-на-Оке в 2015 году поезда перестали ходить как раз перед открытием нового вокзала. На всю республику Марий Эл остался единственный пассажирский поезд - Йошкар-Ола - Москва. В Кемерове, некогда центре Кемеровской ж.д., из трех линий пассажирское сообщение осталось лишь на одной. В Приморском крае оно сохранилось на главном ходу Транссиба и нескольких коротких линиях в черте и близ г. Владивостока. Огромная узловая станция Лев Толстой (Астапово) в Липецкой области, где провел последние дни и умер великий писатель, с 2014 года не обслуживает пассажирские перевозки - они убыточны. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Новгородской области, где отмена почти всех существовавших маршрутов (позже некоторые были возобновлены), сопровождавшаяся лживыми заверениями о замене поездов автобусами, привела к лишению всякого транспорта (из-за отсутствия других дорог) жителей двух деревень: Чадково и Перница. Это при том, что линия Окуловка - Неболчи, на которой они расположены, продолжает действовать и по ней ходят рабочие поезда по тому же расписанию, что и отмененные пригородные!
Пригородные железнодорожные перевозки - это не только грязные подмосковные электрички с надоедливыми торгашами, контролерами и бегающими от них "зайцами"-"спортсменами". Это жизненно необходимая вещь, без которой районы и области не могут нормально существовать. Люди, безусловно, не выберет такую работу, куда неудобно добираться из дома. А в случае с названными деревнями люди с трудом смогут покупать еду, получать медицинскую помощь и другие необходимые вещи. Неважно, что эти перевозки неприбыльны - из них нельзя делать бизнес: хотим - работаем, не хотим - не работаем. Никто же не предлагает закрыть бесплатные поликлиники - хотя они не приносят ни копейки прибыли! При таком подходе к делу очевидно, что конечным результатом будет лишь перенаселение крупнейших городов и вымирание глубинки. К сожалению, можно сказать, что процесс начался.
***

Многие железные дороги являются замечательными техническими памятниками, а многие вокзалы и мосты — памятниками архитектуры. Но музейная железная дорога в России только одна — Кругобайкальская (предложен проект сохранения части Сахалинской железной дороги в качестве музейной, но он пока не воплощается в жизнь). На мой взгляд, музейной может стать незаслуженно забытая 57-километровая линия Валдай — Крестцы (Новгородская область), которая сейчас находится в состоянии упадка (закрыто всякое движение, а рельсы местами снимаются местными жителями и продаются в металлолом). Эта дорога ведет свою историю с 1913 года, строилась как магистраль Валдай — Крестцы — Новгород — Луга, но на участке Крестцы — Новгород так и не была построена. На дороге находятся уникальные каменные мосты. Из четырех станций, не считая Валдая, действует одна — Крестцы, на ней сохранились старинные семафоры и уникальный каменный мост дореволюционной постройки высотой 18 метров. Если срочно не принять меры по сохранению этого уголка железнодорожной старины, то в близком будущем о его существовании будут напоминать лишь заброшенные постройки в валдайских лесах.
Также бесконечно жаль окончательно уничтоженную в 2010 году узкоколейную железную дорогу Тума — Спас-Клепики — Рязань (90 км), воспетую Есениным и Паустовским, дорогу, которая была одним из символов Мещеры, а также транспортом и средством тушения лесных пожаров. Жаль уничтоженную в 2009 году Оборскую железную дорогу (ведомственную, близ Хабаровска), проходившую в удивительной по красоте горной местности Сихотэ-Алиня; жаль уничтоженную в 1996-2002 годах Тула-Лихвинскую узкоколейную железную дорогу, на которой был уникальный мост через р. Упу, дорогу, имевшую грандиозные перспективы развития — от детской железной дороги до туристской достопримечательности в составе музейного комплекса «Ясная Поляна»; жаль узкоколейную железную дорогу Шатурской ГРЭС, упомянутую в школьных учебниках истории, уничтожение которой в 2008 году повлекло сокращение железнодорожной сети Московской области на сотни километров, лишение работы жителей десятков поселков... Список достаточно обширный, не хотелось бы, чтобы он пополнялся.
Восстановить уничтоженные железные дороги, конечно, затруднительно и во многих случаях не так уж нужно. Но вполне реально и необходимо сохранить действующие железные дороги, сохранить транспорт, а в некоторых случаях — жизнь. Это требует таких малых усилий со стороны местных властей, но насколько же это важно для России, для людей, для истории! Некоторое время наблюдался положительный «сдвиг», когда железные дороги активно восстанавливалось (примерно с 2002 до 2006 г.). Были восстановлены из состояния глубокого упадка линии Сухобезводное — Лапшанга, Неклюдово — Моховые горы (Нижегородская область), Новая Заря - Сосьва (Свердловская обл.) и некоторые другие. Положительным примером служат железные дороги Белоруссии, государства очень близкого к России культурно и политически. Там с 1991 года не было уничтожено ни одной железнодорожной линии (кроме приграничных, не принадлежащих Белор. ж.д.), и не было закрыто ни одного пассажирского маршрута. Все пассажирские поезда пользуются высоким спросом благодаря низкой, по сравнению с автотранспортом, стоимостью проезда и удобному расписанию. К сожалению, в России список линий с отмененным пассажирским сообщением исчисляется тысячами километров и занимает 6 листов бумаги формата А4, а список полностью уничтоженных железнодорожных линий — еще 3 листа. Хочется надеяться, что в близком будущем эти списки будут сокращаться хотя бы немного.
За основу взяты списки, составленные исследователем железных дорог С.Болашенко, дополненные в соответствии с состоянием на 2015 год. Списки регулярно обновляются, об изменениях или неточностях просьба писать в комментариях внизу.

Список 1. Полностью или в основном уничтоженные линии.
Показаны железные дороги, принадлежащие МПС РФ/РЖД, полностью уничтоженные после 1991 года.

ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 223 километра.
Нолька — Новый Цинглок (республика Марий Эл). Протяженность линии составляла 56 километров. Участок полностью разобран в основном в течение 2002 года.
Нерудная — Судогда (Владимирская область). Протяженность участка составляла 15 километров. Участок полностью разобран ориентировочно в 2005 году.
Безлесная - Юромка - Кестенец (Владимирская область). Протяженность линии составляла 25 километров. Участок Юромка - Кестенец разобран в конце 1990-х. Участок Безлесная - Юромка непригоден для движения, рельсы местами сворованы. По состоянию на 2014 год, рельсов нет нигде.
Тума - Рязань-Шумашь, Гуреевский - Голованова Дача (Рязанская область). Узкоколейная железная дорога колеи 750 мм. Протяженность линий в 1991 году составляла 105 километров. О дороге выпущено множество печатных материалов. Уничтожалась постепенно с 1992 по 2011 год.
Бутылицы - Меленки (Владимирская область). Протяженность линии составляла 22 километра. Линия была законсервирована в 1990-х годах. По состоянию на 2014 год, участок Бутылицы - Верхоунжа (9 километров) действует в качестве подъездного пути, остальная часть линии разобрана.

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 21 километр.
Укурей — Ареда (Забайкальский край). Протяжённость линии Укурей — Ареда составляла 21 километр. Движения нет с 1997 года. По состоянию на 2008 год, линия была полностью разобрана.

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 675 километров.
Русская Поляна — Кызыл-Ту (Омская область, Акмолинская область Республики Казахстан). Протяженность участка составляла 101 километр. Участок Граничная — Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов и почти полностью разобран, участок Русская Поляна — Граничная не действует с  2006 (?) года.
Малиновое Озеро — Новоугловское — Локоть (Алтайский край). Протяженность участка составляла 111 километров. До 2006 года был частично разобран участок Новоугловское — Локоть. Позднее был разобран также участок Малиновое Озеро — Новоугловское.
Сыропятское — Развязка — Левобережный (Омская область, Омский железнодорожный узел). Протяженность участка составляла 23 километра. По неподтверждённым данным, участок разобран в 2003 году. Данный участок был электрифицирован.
Литвиново — Акация (Кемеровская область). Протяженность линии составляла 16 километров. По неподтверждённым данным, участок разобран в 1995 году. На тот момент он относился к Кемеровской железной дороге.
Кокошино — Пихтовка (Новосибирская область). Протяженность линии составляла 178 километров. Участок полностью разобран, демонтаж пути завершён в 2002 (?) году.
Мереть — Среднесибирская (Алтайский край, Кемеровская область). Протяженность линии составляла 230 километров. Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов. Практически везде было открыто рабочее движение. Железная дорога эксплуатировалась ОВЭ (отделением временной эксплуатации).  В 1997 году принято решение о ликвидации дороги. Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.
Островская - Гидрошахта (Кемеровская область). Протяженность участка составляла 16 километров. Линия в черте города Новокузнецка, использовалась в том числе как внутригородской транспорт, ходили электропоезда. Разобрана между 2008 и 2011 годами. Линия была электрифицирована.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 40 километров.
Светлогорск — Приморск (Калиниградская область). Протяженность линии составляла 40 километров. По состоянию на 2007 год, рельсы лежат почти везде (на протяжении приблизительно 1 километра рельсы украдены). Участок непригоден для движения.

КРАСНОЯРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 23 километра.
Шарыпово - Базыр (Красноярский край). Протяженость участка составляла 23 километра. Движение прекращено в 1992 году. Вскоре после этого участок был разобран (разворован?).

КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 20 километров.
Амировка — Новочеремшанск (Ульяновская область). Протяжённость линии составляла 20 километров. Движения нет с 1996 года, позднее линия была разобрана.

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 272 километра.
Климов — Семёновка (Брянская область — Украина, Черниговская область). Протяженность участка составляла 35 километров. Движение было прекращено в 1997 году, основная причина — появление границы. Позднее участок был разобран.
Полпинская — Дудорово (Брянская область, Калужская область). Протяженность линии составляла 89 километров. Участок Еленск - Дудорево разобран в 2007 году, участок Полпинская - Еленск - в 2011 году. Линия была ценна тем, что до момента уничтожения на ней действовали семафоры.
Мытищи — Пирогово (Московская область). Протяженность линии составляла 8 километров. Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение — в 2000 году, разобрана в 2001 (?) году. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.
Львово — Казановка (Тульская область). Протяженность линии составляла 24 километра. Разобрана в 2007 (?) году.
Нахабино — Павловская Слобода (Московская область). Протяженность линии составляла 9 километров. Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее линия была разобрана. Данная железнодорожная линия была электрифицирована. Восстановление невозможно, территория железной дороги застроена коттеджами.
Тёплое — Волово (Тульская область). Протяженность участка составляла 28 километров. Участок был закрыт в 1995 году и почти полностью разобран.
Северный обход Смоленского узла (Смоленская область). Протяженность участка составляла 22 километра. Частично разобран не позднее 1999 года. По состоянию на 2008 год, почти полностью разобран.
Тула-Лихвинская - Труфаново (Тульская область). Протяженность линий в 1991 году составляла 24 километра. Узкоколейная железная дорога колеи 750 мм. Полностью разобрана в 1997 году.
Сазоново - Пилево (Московская область). Протяженность линии составляла 33 километра. В 2009 году прекратилось движение, на протяжении 2011-2014 гг. рельсы постепенно разворовывались местными жителями с целью продажи на металл. По состоянию на 2014 год, линия полностью разобрана.

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 79 километров.
Выборг - Вещево — Житково (Ленинградская область). Протяженность линии составляла 34 километра. Движение на участке Вещево - Житково было прекращено в 1999 году, на участке Выборг - Вещево - в 2009 году. По состоянию на 2014 год, участок разобран.
Элисенваара — Сювяоро (республика Карелия). Протяженность участка составляла 13 километров. Участок полностью разобран.
Пыталово — Пурвмала — Вецуми (Псковская область, Латвийская республика). Протяженность участка составляла 9 километров. Движение было прекращено в 1992 году (основная причина — появление государственной границы). Линия разобрана ориентировочно в 2002 году.
Мстинский Мост — Веребье — Торбино, «Веребьинский обход» (Новгородская область). Протяженность участка составляла 16 километров. Участок был полностью разобран в 2002 году. Внесен условно; взамен построено спрямление главного хода Октябрьской железной дороги.
Лебяжье - Краснофлотск (Ленинградская область). Протяженность линии составляла 7 км. В 2011 году прекращено пассажирское движение (ежедневные пригородные электропоезда от Санкт-Петербурга). Иного движения на линии не было. По состоянию на 2014 год, пути непригодны для движения, местами рельсы сворованы. Участок был электрифицирован.

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 9 километров.
Трубная — Волжский Химкомбинат (Волгоградская область, город Волжский). Протяженность линии составляла 9 километров. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран в 1996 году. Участок был электрифицирован, использовался для движения пригородных электропоездов.

САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 111 километров.
Новодеревенская - 77 км (Сахалинская область). Протяженность участка составляла 59 километров. Движение было прекращено в 1994 году по причине аварийного состояния тоннелей. Позднее рельсы были украдены на всем протяжении участка. Направление было одним из основных на Сахалинской железной дороге.
Долинск - Стародубская (Сахалинская область). Протяженность линии составляла 11 километров. В 1990-е годы в связи с отсутствием перевозок участок был законсервирован. В настоящее время участок непригоден для движения, рельсы местами украдены.
Дачное - Анива (Сахалинская область). Протяженность линии составляла 19 километров. В 1990-е годы участок был законсервирован. В настоящее время непригоден для движения.
Ново-Александровск - Синегорск (Сахалинская область). Протяженность линии составляла 22 километра. Между 1991 и 1998 гг. прекратилось пассажирское сообщение. Линия была разобрана в 2012-2013 годах.

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 15 километров.
Асбест — 29 км — Рефтинская (19 км) (Свердловская область). Протяженность участка составляла 15 километров. Участок пути, соединяющий станцию Асбест с остановочным пунктом Рефтинская (он же — 19 км), по состоянию на 2008 год, частично разобран, частично находится в нерабочем состоянии.

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 14 километров.
Шежам — Айкино (республика Коми). Протяженность линии составляла 14 километров. Участок полностью разобран не позднее 2004 года.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 410 километров
Чапаевка-Ростовская — Краснодонецкая (Ростовская область). Протяженность участка составляла 72 километра. Движение было прекращено в 1999 году. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран.
Сосыка-Ейская — Уманская (Краснодарский край). Протяженность участка составляла 45 километров. Участок полностью разобран.
Песчанокопская — Красная Гвардия (Краснодарский край, Ставропольский край). Протяженность участка составляла 57 километров. Участок полностью разобран после 1997 года. Строилась по инициативе М.Горбачева, прошла через его родное село Привольное.
Шахтная — Власовские Копи (Ростовская область, город Шахты). Протяженность участка составляла 11 километров. Участок разобран в 1997 году. По неподтверждённым данным, имел ведомственную принадлежность.
Несветай — 1092 км (граница) и далее до станции Бирюково (линия Горная - Должанская, Ростовская область, Украина, Луганская область). Протяженность участка составляла 75 километров. Движение прекращено в 1996 году (основная причина — появление границы). Участок разобран ориентировочно в 2006 году.
Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область). Протяженность участка составляла 20 километров. Движение прекращено ориентировочно в 1998 году (основная причина — появление границы). Позднее участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.
Миллерово - 122 км - граница с Украиной (Ростовская область). Протяженность участка составляла 75 километров. Пассажирское движение прекращено в 2006 году (до ст. 122 км). По состоянию на 2014 год, участок заброшен, частично разобран.
Черкасская - Морозовская-Южная. Протяженность участка составляла 55 километров. Движение было прекращено в 1997 году. Позднее участок был частично разобран. В 2008 году принято решение о восстановлении железнодорожной линии. В 2009 году предполагалось открытие сквозного движения, однако эти планы не осуществлены.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 81 километр.
Троекурово — Лев Толстой (Липецкая область). Протяженность участка составляла 30 километров. Движение было прекращено в 1998 (?) году. По состоянию на 2007 год, участок полностью разобран. На насыпи железнодорожного пути построена автодорога.
Куликово Поле — Волово (Тульская область). Протяженность участка составляла 51 километр. Движение прекращено в 1999 году. Участок почти полностью разобран.

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 124 километра.
Шильда - Совхоз Озерный (Оренбургская область). Протяженность линии в 1991 году составляла 124 километра. Узкоколейная железная дорога колеи 750 мм. Полностью разобрана в 1995 году.

ВСЕГО: 2117 километров.



Список 2. Линии с отмененным пассажирским сообщением, то есть переставшие выполнять функцию общественного транспорта.
Показаны все известные железнодорожные линии, принадлежащие РЖД, на которых после 1991 года ликвидировано пассажирское сообщение. Не показаны линии, которые впоследствии были разобраны (они перечислены в предыдущем списке). Указан год отмены последнего пассажирского поезда. Возможно, по состоянию на март 2016 года список неполный.

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 1427 км.
Мурманск — Комсомольск-Мурманский. 6 км. ?1993 год. По участку курсировали электропоезда, выполнявшие функцию городского транспорта.
Луостари — Печенга. 14 км. ?1995 год.
Оленья — Мончегорск. 31 км. ?1993 год.
Апатиты — Кировск. 20 км. ?1993 год.
Ручьи-Карельские — Алакуртти. 102 км. 1997 год.
Маткаселькя — Вяртсиля. 25 км. ?1997 год.
Ржевка - Заневский Пост-2. 6 км. ?2003 год (соединительная линия в Санкт-Петербургском узле, по этой линии проходили маршруты пригородных поездов с Финляндского вокзала до станции Горы. В 2003 году был открыт Ладожский вокзал, и пригородные поезда этого маршрута были переведены туда).
Попово — Высоцк. 11 км. 2004 год.
Каменногорск - Светогорск. 26 км. 2014 год.
Стекольный — Пустынька. 14 км. ?1999 год (соединительная линия в Тосненском узле; по данному участку следовал поезд Москва-Бутырская — Сонково — СПБ-Витебский).
Тосно - Владимирская. 29 км. 2015 год (по данному участку следовал только один поезд Москва - Таллин, который проходил участок Тосно - Кингисепп без остановок).
Котлы - Веймарн. 27 км. 2009 год (в 2015 году пассажирский поезд был назначен на данном участке и просуществовал меньше двух месяцев).
Котлы — Усть-Луга - о.п. Косколово. 30 км. 2015 год. (Маршрут поезда Кингисепп - Веймарн - Котлы - Косколово был назначен в ноябре 2015 года и проработал меньше двух месяцев, до этого пассажирские поезда на участке Котлы - Усть-Луга были отменены в 2001 году).
Калище — Котлы. 39 км. 2009 год.
Валдай — Крестцы. 57 км. 1995 или 1996 год.
Лодейное Поле - Янисъярви. 210 км. 2014 год. (на участке Питкяранта - Янисъярви - в 2012 году)
Ледмозеро - Юшкозеро. 63 км. 2014 год.
Сланцы-Товарные — Гдов. 22 км. 2012 год.
Дорошиха - Васильевский Мох. 18 км. 2013 год.
Кола — Никель. 190 км. 2015 год (на участке Заполярная - Никель - в 2012 году, на участке Нял - Заполярная - в 2014 году, на участке Кола - Нял - в 2015 году).
Подборовье - Кабожа. 90 км. 2014 год.
Псков-Пасс. - Печоры. 46 км. 2014 год.
Псков-Пасс. - Пыталово - Скангали. 119 км. 2015 год.
Пинозеро - Ковдор. 117 км. 2014 год.
Невель - Клястица. 45 км. 2014 год.
Угловка - Боровичи. 30 км. 2015 год.
Торжок - Кувшиново. 58 км. 2015 год.

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 910 км.
Валутино (Смоленский узел) — Сошно. 99 км. 2001 год.
Рославль — Шестёровка. 58 км. ?2001 год.
Суземка — Новенькое — Трубчевск. 47 км. 2004 год.
Новенькое — Белая Берёзка. 22 км. 2004 год.
Коренево — Рыльск. 24 км. ?2001 год.
Жеча — Стародуб. 15 км. ?2001 год.
Урванка — Анилиновая. 2001 год.
Панки — Дзержинская. 8 км. 1997 год.
Белёв — Горбачёво. 74 км. ?2004 год.
Горбачёво — Тёплое. 33 км. ?1997 год.
Дурово - Владимирский Тупик. 70 км. 2013 год.
Свеженькая - Морсово. 30 км. 2013 год. (Станция Морсово относится к Куйбышевской железной дороге).
Унеча - Сураж. 30 км. 2014 год.
Унеча - Селецкая. 65 км. 2013 год.
Жуковка - Клетня. 43 км. 2010 год.
Льгов - Готня. 122 км. 2014 год. (Участок от ст. Юсупово до ст. Готня относится к Юго-Восточной железной дороге).
Глушково - Ворожба. 18 км. 2014 год.
Рославль - Фаянсовая. 111 км. 2015 год. (Движение отменялось в 2014 году, затем было восстановлено в феврале 2015 года, а спустя месяц вновь отменено)
Козельск - Белёв. 39 км. 2015 год.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 112 км.
Советск — Черняховск. 58 км. 2009 год.
Черняховск — Железнодорожный. 45 км. 2009 год
26 км — Балтийский Лес. 9 км. ?1993 год.

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 95 км.
Ядриха — Великий Устюг. 56 км. 2004 год (исключение — туристические поезда разового назначения на новогодние праздники).
Чёбаково — Тутаево. 15 км. 2005 год.
Семибратово — Гаврилов Ям. 20 км. 2003 год.
Кошта — Фосфаты (в черте г. Череповец). 4 км. От 1991 года до 1997 года.

ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 137 км.
Бумкомбинат — Чепецкая. 10 км. Не позднее 1995 года (в 2006 году пассажирское движение должно было быть восстановлено, электропоезда Киров — Чепецкая были заложены в график).
Ува — Кильмезь. 71 км. ?1995 год. (на участке Ува — Кокмож пассажирское движение кратковременно возрождалось в ?2001 году.
Ройка - Зелецино. 17 км. 2013 год.
Табашино - Яранск. 39 км. 2014 год.

КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 282 км.
Безенчук — Кинель. 109 км. 2008 год.
Дёма - Иглино (Южный обход города Уфы). 52 км. 2008 год. Пассажирское движение кратковременно возобновлялось в 2014 году.
Курумоч — Аэропорт Курумоч. 10 км. 2009 год.
Кротовка — Серные Воды. 86 км. 1996 год.
Аллагуват — Ишимбаево. 7 км. 1994 год.
Черниковка — Загородная. 18 км. 2009 год.
Выглядовка — Нижний Ломов. 32 км. 2009 год.
Никшановка - Нижнекамск. 20 км. 2014 год.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 587 км.
Готня — Зинаидино. 15 км. От 1991 года до 2001 года.
Лев Толстой — Раненбург. 35 км. ?2007 год.
Богоявленск — Челновая. 84 км. 2008 год.
Таловая — Бутурлиновка — Калач. 94 км. ?2004 год.
Иноковка — Инжавино. 41 км. ?2001 год.
Цна — Котовск. 15 км. 1995 год.
Летяжевка — Турки. 13 км. ?2004 год.
Вертуновская — Беково. 15 км. Внесена условно, пригородный поезд Ртищево - Беково назначается несколько раз в год, в апреле (из-за половодья, когда затапливается автодорога) и пять-шесть рейсов летом. В 2015 году поезд не назначался.
Лев Толстой - Куликово Поле. 70 км. 2013 год.
Лев Толстой - Елец 108 (!) км. 2013 год.
Оборона — Эртиль. 31 км. 2012 год.
Графская - Анна. 89 км. 2015 год.

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 560 км.
22 км — Кушумская. 31 км. От 2000 года до 2008 года.
Рукополь — Савельевка. 17 км. От 2000 года до 2008 года.
Багаевка — Правобережный. 13 км. До 2000 года.
Мечетка — Гумрак — им. Максима Горького — Канальная (западный обход Волгограда). 83 км. После 1991 года.
Верхний Баскунчак — Нижний Баскунчак. 12 км. 2006 год.
Красный Кут - Александров Гай. 152 (!) км. 2014 год. (Было кратковременно возобновлено в 2013 году после предыдущей длительной отмены).
Алексиково - Урюпино. 35 км. 2011 год.
Сенная - Аткарск. 199 (!) км. 2014 год. (на участке Карабулак - Аткарск - в 2013 году).
Анисовка - Покровск-Приволжский (г. Энгельс). 10 км. 2010 год.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 987 км.
Тимашевская — Ахтари. 78 км. 1998 год.
Красная Стрела — Темрюк. 14 км. Не позднее 1995 года.
Комсомольская — Апшеронская. 24 км. Не позднее 1995 года.
Курганная — Шедок. 84 км. 2000 год.
Передовая — Красная Гвардия. 56 км (далее до Песчанокопской разобрана). 1996 год. По данному участку следовал поезд Ставрополь — Москва.
Волгодонская — Черкасская (далее до Морозовской не действует). 55 км. 1996 год.
Крымская — Грушевая. 22 км. Не позднее 1995 года.
Горная — Несветай — Михайло-Леонтьевская. 35 км. 2006 год.
Палагиада — Светлоград — Элиста. 269 (!) км. 2008 год.
Светлоград — Будённовск. 141 км. Не позднее 2000 года.
Шамхал — Буйнакск. 40 км. От 1991 года до 1999 года.
Тарки — Каспийск. 8 км. От 1991 года до 1999 года.
Бештау - Железноводск. 6 км. 2014 год. (Движение было возобновлено в 2013 году после предыдущей длительной отмены, просуществовало меньше года).
Майкоп - Хаджох. 41 км. 2015 год.

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 592 км.
Кыштым — Пирит. 45 км. 2008 год.
Бижеляк — Новогорная. 8 км. 2008 год.
Вязовая — Катав-Ивановск. 37 км. 2008 год.
Потанино — Смолино (обход Челябинского узла). 32 км. После 1991 года.
Золотая Сопка — Троицкая ГРЭС. 4 км. 2008 год.
Утяк — Пресногорьковская. 111 км. 2012 год. Линия является магистральной, с большим количеством грузовых поездов.
Формачёво — Южноуральск. 9 км. 2013 год.
Михайловский завод — Бердяуш — Бакал. 250 км (!). 2012 год.
Миасс - Учалы. 96 км. 2013 год.

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 316 км.
Пермь-Сортировочная — Лёвшино. 21 км. 1995 год.
Ферма — Осенцы. 11 км. 2007 год.
Ярино — Добрянка. 22 км. 1995 год.
Чайковская — Нытва. 37 км. 2000 год.
Оверята — Краснокамск. 11 км. Не позднее 1995 года.
Моховой — Перегрузочная. 28 км. 2008 год.
Шурала — Ежевая. 9 км. 2007 год.
Нейва — Верхнетагильская. 16 км. 2007 год.
Хрустальная — Решёты — Седельниково. 101 км. После 1991 года.
Кузино — Дружинино. 60 км. 2006 год.
Серов - Бокситы. 74 км. 2015 год. Поезда на этом участке были заменены "мультимодальным сообщением" - микроавтобусом "Газель", который согласован по времени с отправлением и прибытием поезда из Екатеринбурга. Пассажиров заставляют пересаживаться из вагонов поезда, чтобы продолжить поездку до городов Волчанск, Карпинск и Североуральск.

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 403 км.
Иртышское — Русская Поляна. 70 км. 1997 год.
Иня-Восточная — Пашино. 8 км. 2005 год.
Обь — Инская. 27 км. 2005 год.
Кулунда — Малиновое Озеро. 118 км. (Далее до ст. Локоть разобрана). 2005 год.
Артышта — Ерунаково. 72 км. 2008 год.
Кемерово - Анжерская. 108 км. 2010 год. Внесена условно. Сохраняется крайне редкое (5-6 раз за год) и нерегулярное движение поездов дальнего следования.

КРАСНОЯРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 225 км.
Ирба — Большая Ирба. 14 км. 1996 год.
Бискамжа — Тея. 24 км. 2004 год.
Красная Сопка - Кия-Шалтырь. 167 км (!). 2013 год.
Шушь - Шарыпово. 20 км. 2008 год.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 22 км.
Черемхово — Свирск. 22 км. 1999 год.

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 236 км.
Сковородино — Рейново. 68 км. 2004 год.
Завитая — Поярково. 90 км. 2005 год.
Бурея — Райчихинск. 40 км. 2005 год.
Лесная — Голубичная. 21 км. 2004 год.
Чернышевск - Букачача. 70 км. 2014 год.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 678 км.
Сибирцево — Новокачалинск. 127 км (далее на Турий Рог — не действует). 2007 год.
Сибирцево - Новочугуевка. 163 км. 2010 год.
Смоляниново — Петровка — Дунай. 57 км. 2005 год.
Петровка — Большой Камень. 10 км. От 1989 года до 1997 года.
132 км — Сергеевка. 37 км. От 1989 года до 1997 года.
Находка — Восточный Порт. 26 км. 2005 год.
Эбергард — Лазо (обход Дальнереченска). 32 км. 1990-е годы.
Надежинская — Тавричанка. 14 км. От 1989 года до 1997 года.
Биробиджан — Ленинск. 121 км. 2004 год.
Советская Гавань-Сортировочная — Советская Гавань-Город. 26 км. От 1989 года до 1997 года.
Уссурийск - Гродеково. 97 км. 2013 год. (Примечательно, что далее, от Гродеково через границу в Китай, сообщение сохраняется).

САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Всего 90 км.
Вахрушев — Вахрушев-Угольный. 9 км. От 1991 года до 2001 года.
Поляково — Шахта. 71 км. 2004 год.

ВСЕГО: 7789 км (8,6 процентов от общей протяженности сети, но, согласитесь, цифра огромная).
Tags: малодеятельные линии РЖД, спецвыпуск, уничтоженные ж.д.
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →