Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Железнодорожная линия Панки - Дзержинская, или Под крылом семафора

Эта небольшая, но необычайно интересная тупиковая железнодорожная ветка незаслуженно забыта. Здесь мы пытаемся собрать разрозненные исторические сведения и интересные факты об этой деградирующей железной дороге, а также опубликовать фотографии нашего похода по небольшой, но самой интересной ее части.
2013-01-02_15-03-06_617
С конца XIX века юго-восточные окраины и пригороды Москвы стали обширным промышленным районом. Вокруг заводов и фабрик возникали рабочие поселки, которые постепенно становились городами. Один из таких городов - Угреш, в советские годы переименованный в честь Ф. Дзержинского. В 1931 году между городскими предприятиями и железнодорожной станцией Панки была проложена узкоколейная железная дорога. В строительстве дороги участвовали беспризорники из местной "трудовой коммуны". Это отразилось в названии одной из промежуточных станций: Мальчики. Перед Великой Отечественной войной, в 1940-1941 годах, параллельно узкоколейной дороге был проложен путь обычной колеи. Вскоре узкоколейная линия была закрыта, но отдельный ее фрагмент, в одном из карьеров нынешнего г. Котельники, просуществовал до 1980-х годов. В окрестностях станции Яничкино были построены различные промышленные предприятия, в том числе Московский нефтеперерабатывающий завод и ТЭЦ-22. Станция стала одной из крупнейших в Московском железнодорожном узле по объему грузовой работы.
В конце 1940 - начале 1950-х годов линия была электрифицирована, было запущено движение пригородных электропоездов. На станциях соорудили высокие пассажирские платформы и довольно монументальные кирпичные здания в "сталинском" стиле, напоминавшие вокзалы, которые в то время имелись только на крупных станциях. При этом никогда не существовало прямого маршрута Дзержинский - Москва, электрички доходили только до станции Панки и состояли только из четырех вагонов. Работа на таком коротком маршруте не пользовалась уважением в депо. В промежутках между нечастыми рейсами поезда отстаивались прямо у платформ.
В конце 1980-х годов поезда стали сильно проигрывать в удобстве автобусному сообщению, поскольку платформа Дзержинская находилась на окраине города, вдали от жилых районов. К тому же, электричка "полюбилась" люберецким хулиганам. Пассажирское движение на линии просуществовало до 1997 года. В отличие от аналогичных линий Нахабино - Павловская Слобода и Мытищи - Пирогово, Дзержинской ветке чудом удалось избежать уничтожения. И все же была разобрана соединительная линия между станциями Мальчики и Панки, грузовые поезда стали направляться на станцию Люберцы-2. С конца 1990-х годов участок между станцией Яничкино и платформой Дзержинская также перестал использоваться, был демонтирован контактный провод. Однако рельсы сохранились до сих пор. Скорее всего, возобновление пассажирского движения не произойдет уже никогда, хотя оно намного облегчило бы транспортную ситуацию в городе Дзержинский..
Наше исследование состоялось 2 января 2013 года, в один из редких солнечных январских дней. Нас привлекало прежде всего то, что, по слухам, близ бывшей станции Дзержинская сохранился ближайший к Москве семафор, хоть и недействующий. Вообще семафоры, некогда повсеместно распространенные, в начале 2000-х годов были почти повсеместно вытеснены светофорами, имеющими различные преимущества и недостатки друг перед другом (очень прошу не путать эти понятия: светофор - это с цветными лампочками, семафор - с крано-белыми планками). Но кое-где они сохранились и по сей день. Это отдельные станции на следующих линиях: Лодейное поле - Олонец - Янисъярви (в основном в Карелии; между прочим, до начала 1990-х там работали паровозы), Торжок - Соблаго (Тверская обл.), Подборовье - Кабожа (Ленинградская, Вологодская и Новгородская области), Валдай - Крестцы (Новгородская область), Брусничная - Лендеры (Карелия, у самой границы с Финляндией), Брянск - Дудорово (разобрана), Чум - Лабытнанги (на Полярном Урале), Монзенская ж.д. (Вологодская и Костромская обл.), Гайно-Кайская ж.д. (Кировская обл., Коми - сейчас почти разобрана) и, наконец, Панки - Дзержинская. Причем последняя была единственной в СССР железной дорогой, где электрички отправлялись со станций под семафорным крылом; обычно такие понятия не сочетаются.
Началось наше путешествие со станции Люберцы-1, где навстречу прошел экспресс Москва - Голутвин, окрашенный в цвета частного перевозчика "РЭКС", обслуживающего экспресс-линии Москва - Лобня, Москва - Домодедово - Ожерелье, Москва - Можайск, Москва - Звенигород, но никак не эту. Позже выяснилось, что мы увидели "РЭКС" в один из первых дней работы на Рязанском направлении. Около станции сели в автобус № 21, проезд в котором стоил 32 рубля до Дзержинского (для сравнения, в Жуковском на большинстве маршрутов - 30 руб. по городу). Одна женщина посоветовала нам выйти не на Стройгородке, а у ж/д переезда, который почему-то не был обозначен на карте. Спасибо ей, иначе, как позже выяснилось, мы не увидели бы семафор. Мы решили пройти от переезда до станции на северной окраине г. Дзержинского.
Теперь, наконец, фотографии.
Вот и тот самый переезд. За воротами - одна из территорий знаменитого ФЦДТ "Союз", из-за которого Дзержинский был закрытым городом. А то место, где мы оказались - недействующая станция Дзержинская. Остатки платформы найти не удалось.
2013-01-02_14-48-30_899
Пути уже много лет не используются. Не расчищены даже стрелки.
2013-01-02_14-48-41_990
Одна из стрелок этой станции ведет в миниатюрное локомотивное депо на один локомотив.
2013-01-02_14-49-06_137
По слухам, в настоящее время там стоит тепловоз ТГМ4, принадлежащий ФЦДТ.
2013-01-02_14-50-23_828
Сохранились почти все опоры контактной сети, чудом не попавшие в металлолом.
2013-01-02_14-51-44_635
А места здесь совсем не глухие. Параллельно колее, безнадежно заметенной снегом, тянется тропа, которую местные жители используют для прогулок.
2013-01-02_14-53-20_742

2013-01-02_14-57-17_108
Вправо раньше уходил какой-то второстепенный подъездной путь.
Здесь повстречали пожилую пару. Они нам сказали, что здесь поблизости нет никакого семафора, а есть только в Яничкино, в 7 километрах. О семафоре в южной горловине станции Яничкино мы знали до этого, равно как и о том, что скрывается среди деревьев где-то рядом. Мы пошли дальше. Прошли метров 70...
И вдруг перед нами предстал двукрылый СЕМАФОР!
2013-01-02_14-59-57_695

2013-01-02_15-00-26_140
Крылья немного помяты, а сбоку нависает дерево. Но все равно он целый. Возможно, зимой он смотрится намного лучше, так как  летом зелень нависающего над ним дерева закрывает его почти целиком.
2013-01-02_15-01-49_747
Он входной на вышеописанную станцию Дзержинская, так как в направлении к ней крылья красные, в нашем направлении - белые.
А мы идем дальше от чудесного видения красных крыльев в чистом на редкость январском небе.
2013-01-02_15-03-06_617
Места тем временем становятся все глуше.
2013-01-02_15-10-50_179

2013-01-02_15-10-56_425
Мостовой кран.
2013-01-02_15-11-23_462

2013-01-02_15-18-40_61
Вскоре начинается безымянная станция ФЦДТ. Что интересно, ее границы никак не обозначены, хотя станция действует.
2013-01-02_15-25-55_214
А за стрелками здесь уже следят.
2013-01-02_15-28-32_561

2013-01-02_15-32-04_334

2013-01-02_15-32-55_508

2013-01-02_15-42-19_12
Две стрелки красиво стоят вплотную.
2013-01-02_15-43-55_834

2013-01-02_15-44-48_281

2013-01-02_15-46-15_378
Здание депо, такое же маленькое, как и на станции ФЦДТ.
2013-01-02_15-49-17_870
Единственное станционное здание, которое удалось найти.
2013-01-02_15-49-50_193
Старинный деревянный багажный вагон рядом с депо.
2013-01-02_15-48-40_44
Оказалось, что станции Дзержинская и ФЦДТ принадлежат подъездному пути, а перегон Яничкино - ФЦДТ - нет.

Вот и переезд. Наше путешествие окончено. Дальше - Яничкино, но это в следующий раз.
2013-01-02_15-56-43_74
А пока двигаемся в сторону знаменитого Николо-Угрешского монастыря.
По пути увидели несколько старинных вагонов.
2013-01-02_16-58-35_260
28 марта 2013 года автору удалось оказаться в Котельниках и сделать несколько фотографий семафора на станции Яничкино. Работа на станции была очень напряженная, маневровые локомотивы сновали туда-сюда, таская товарные вагоны по путям и формируя составы получателям, поэтому полностью осмотреть станцию не получилось.
DSCN5825

DSCN5826

DSCN5829

DSCN5832
Внутри этого нехитрого устройства выросло дерево, поэтому летом такого вида не будет.
Хочется надеяться, что ветка Панки - Дзержинский ещё долго будет таким своеобразным уголком железнодорожной старины.
Tags: Дзержинский, Железная дорога, Люберцы, подъездной путь, семафоры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal