Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Железнодорожная линия Торжок - Соблаго

Железных дорог в Тверской области немало, при этом значительная их часть - малодеятельные ветки. По ним курсируют небольшие поезда, а движение порой бывает даже не каждый день. Такие дороги привлекают путешественников своим неторопливым настроением и возможностью почувствовать атмосферу настоящей глубинки, а для жителей окрестных деревень нередко это единственный доступный транспорт. Одна из таких дорог связывает старинный город Торжок и западные районы области. Сейчас, в начале XXI века это одна из немногих линий, где поезда продолжают отправляться под изящные "жесты" старинных семафоров...


Вторая половина XIX - начало XX века были временем расцвета Тверской губернии. Именно к этому времени относится строительство большинства железных дорог, охватывающих почти всю нынешнюю область. В 1911 году от станции Торжок в одноимённом старинном городе был построен 58-километровый подъездной путь к бумажной фабрике в селе Каменное. Дорога строилась на средства владелицы фабрики Ю. Кувшиновой, представительницы известной династии промышленников. Станция в Каменном стала называться по фамилии владельцев фабрики - Кувшиново, а позднее село стало городом и получило такое же название. В 1912 году дорога была введена в эксплуатацию, открылось грузовое и пассажирское движение, а на станции Кувшиново был построен красивый вокзал в неорусском стиле, сохранившийся до сих пор.
Кувшиновский подъездной путь стал приносить огромную прибыль. Но вскоре его развитие продолжилось: линия была продлена ещё на 64 километра до старинного села Селижарово, откуда стал вывозиться лес для производства бумаги. В этом строительстве были заинтересованы как владельцы Каменской фабрики, так и селижаровские купцы, которым сбыт древесины сулил большие доходы. Постройка участка Кувшиново - Селижарово закончилась в 1917 году, но уже через несколько месяцев после её открытия произошла Октябрьская революция. Это была последняя железная дорога Российской империи...
К 1928 году рельсовый путь был продлён ещё раз и доведен до станции Соблаго на Бологое-Полоцкой железнодорожной линии. Хотя построенный участок проходил через малонаселённый лесной край, дорога приобрела стратегическое значение. Соблаго должно было стать крупным железнодорожным узлом, имевшим выходы на Бологое, Великие Луки, Торжок, а также на Новгород и Смоленск (от этого проекта остался небольшой действующий участок Земцы - Жарковский).
Тяжёлые испытания пришлись на долю жителей этого края в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году линия фронта проходила между Кувшиново и Селижарово, бои велись рядом со станцией Красицы. Кувшиновская линия использовалась для подвоза воинских эшелонов, военной техники. Неудивительно, что немцы постоянно пытались вывести её из строя: бомбили, устраивали диверсии. Но вскоре дорогу восстанавливали.
После войны вся инфраструктура была восстановлена, в Кувшинове и Селижарове выросли новые промышленные предприятия. Увеличилось число поездов, открылись новые станции и разъезды: Скрипково, Щербово, Пузаково. Основными грузами были лес и торф. Помимо поезда Москва - Осташков, курсировал также и поезд Осташков - Тверь.
В 1990-е годы для дороги наступили трудные времена. Из-за сильного уменьшения грузопотока больше половины всех станций было закрыто. В 2001 году линия была переведена на дневной режим работы. Всё реже и реже стал раздаваться гудок тепловоза в глухих верхневолжских лесах. Лишь два раза в неделю проходит пригородный поезд из Осташкова (который с 2013 года стал доходить не до Торжка, а до Кувшинова), или пройдёт редкий товарный - и вся ветка замирает на несколько дней. В начале 2015 года был отменён и поезд на Москву...
По неизвестной причине всевозможные реконструкции и капитальные ремонты долго не доходили до этого направления, и благодаря этому кувшиновская ветка сохранила облик 50-х годов прошлого века: до сих пор используется архаичная электрожезловая система, семафоры вместо светофоров, ручные стрелки с фонарями, песчаная насыпь. Линия стала известна среди любителей железных дорог. Не раз поднимался вопрос о превращении этой дороги в объект историко-культурного наследия, но пока это не сбылось.

Наша поездка по этой железнодорожной линии состоялась 3 ноября 2014 года. Нам предстояло добраться из Осташкова до станции Кувшиново и обратно, на пригородном поезде, который в народе называют "снежинка". Он состоит всего из одного вагона и ходит только два раза в неделю. Собственно им теперь и ограничивается всё пассажирское движение на ветке (тогда, на момент нашей поездки, ещё был в ходу поезд Москва - Осташков).
"Снежинка" уходит в рейс ранним утром, в ноябре в такое время ещё темно. Откуда-то появляются на платформе пассажиры и направляются к неосвещённому, но уже протопленному вагону. В объявлениях диктора и информационных табло здесь нужды нет: расписание настолько короткое, что запомнить его не составляет труда, и все к нему давно привыкли.
Интерьер вагона, кстати, довольно необычный: зачем-то стоит посередине перегородка, разделяющая его на две части.

Дежурный вышел на платформу и подал сигнал к отправлению... ручным зелёным фонарём! К сожалению, запечатлеть этот момент я не успел. Тепловоз прогудел, и коротенький состав покатился сквозь глухие леса, нарушая их тишину. Участок от Осташкова до станции Соблаго, откуда мы свернём в сторону Торжка, относится к другой исторической дороге - к Бологое-Полоцкой. На следующий день нам предстояло проехать по ней до конца - до Великих Лук.
Вот уже рассвело. Вагончик, сделав несколько остановок на глухих полустанках, выбирается из леса и оказывается на насыпи и мосту между двумя озёрами - Пено и Волго. Это часть русла великой Волги, которая начинается совсем недалеко, а в трёх с половиной тысячах километров отсюда впадает в Каспийское море.

Озеро Волго уже потихоньку сковывается льдом:

А вскоре за мостом - станция Пено и одноимённый посёлок городского типа.

Через шесть километров поезд делает ещё одну остановку, на на тихой станции с диковинным названием Соблаго, откуда и начнётся цель нашего путешествия - линия Соблаго-Торжок.

Стоянка здесь долгая - целых полчаса. Это необходимо, чтобы "перепрячь" лошадь локомотив, то есть отцепить его, объехать вагон по другому пути и прицепить уже с другой стороны. Путевое развитие здесь устроено таким образом, что попасть на кувшиновскую линию со стороны Осташкова без этой операции нельзя. А нам это даёт возможность выйти на платформу и подышать утренним воздухом. На фотографии локомотив уже отцеплен и движется в сторону стрелки.

Вокзал в Соблаго позднесоветский, но очень уютный и ухоженный. На подоконниках устроена целая оранжерея!

Редкий поезд теперь здесь проходит. А ведь в 1940-е годы этот узел был настолько загружен, что существовал даже обходной путь вокруг него.

Тем временем тепловоз подошёл к вагону уже с другой стороны. Рекомендую досмотреть видео до конца, поскольку как раз в конце можно увидеть очень редкое явление.

А именно - передачу жезла от перегона машинисту. Электрожезловая система - весьма архаичное средство железнодорожной сигнализации, которое почти нигде уже не используется. Во всей России таких дорог осталось буквально считанные единицы, среди них - ветка Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии, по которой мне удалось проехать ещё до отмены пассажирского движения.

Вскоре по громкой связи объявили отправление пригородного поезда на Кувшиново, и наш вагон неспешно покатился в лесную глушь, в которой где-то затерялись небольшие пристанционные посёлки.

Особенно интересно любоваться дорогой из заднего тамбура, наблюдать за тем, как позади тебя остаются рельсы, шпалы, километры. Просека, уходящая вправо - это и есть та самая Бологое-Полоцкая, по которой мы приехали в Соблаго.

Окрестности Соблаго - это настоящий край озёр. На пути от него до следующей станции, Жукопы, железная дорога дважды пересекает разливы по насыпи.

Озеро Тиницкое, являющееся частью озера Волго:

Небольшие островки, телеграфные столбы в воде... Если бы не цвет травы, то вполне может показаться, что фотография сделана во время половодья:
DSCN3272
Поезд ненадолго скрывается в лесу...
DSCN3277
Но вскоре "выныривает" из него и пересекает по мосту реку Жукопу, после чего въезжает на остановочный пункт с таким же названием.
DSCN3280
Название может показаться смешным, а вот само место очень живописное:
DSCN3282

DSCN3281
Хорошо видно, что раньше здесь был двухпутный разъезд:
DSCN3283
А за деревьями прячется водонапорная башня:
DSCN3287
Из вагона вышел один-единственный пассажир, после чего поезд отправился дальше, в лесную глухомань.
DSCN3292
Причём не просто глухомань, а настоящую Глухомань. Почти 20 километров до следующего населённого пункта Шуваево - без каких-либо признаков присутствия человека. Интересно, бывала ли тут какая-нибудь живая душа с тех пор, как построили дорогу? :)

Летом, наверное, трава разрастается здесь настолько, что рельсы среди неё едва видны.
DSCN3301
На некоторых полустанках поезд даже не останавливается, но их местоположение определить можно. Вот, например, о.п. Лохово:
DSCN3304
Наконец, вдалеке показываются некие признаки цивилизации:

Где-то тут наш вагон потерял всю свою сонную и неторопливую атмосферу, потому что вошли сразу много пассажиров. Шум, суета, разговоры. Впрочем, их понять можно: ведь поезд - это для них как праздник. Пока он ходит - будет возможна жизнь.
Раньше здесь была станция, а теперь это просто о.п. Шуваево. Бывшее станционное здание на пригорке. Наверное, летом тут намного живописнее.

Сарай для путейских инструментов и рельсы для тележки, ведущие к основному пути. Нечто подобное я видел в Жарковском.

Ещё пара остановочных пунктов в лесу - и вот оно, Скакулино. Редкостная глушь, а также настоящий заповедник железнодорожной старины. Сказочное место. Жаль, что стоянка здесь совсем короткая...

Это, кстати, первый на нашем пути разъезд, если считать от Соблаго. Дежурная приняла у машиниста тот самый жезл, по которому мы двигались от Соблаго, и взамен передала ему такой же, но для следующего перегона, Скакулино - Селижарово. Весь процесс обмена занял не больше десяти секунд.

Стрелочный пост, ручная стрелка с флюгаркой (как в Боровичах)...

И грациозный семафор. Обычный светофор в таком месте, пожалуй, смотрелся бы противоестественно.

А сразу за ним - небольшой мост (к сожалению, фотография получилась смазанной).

Табличка на нём вызвала у меня разрыв шаблона. Там было написано: "Р. ВОЛГА". Эта речушка - и есть та самая великая река?! Трудно поверить. Я даже достал карту и посмотрел - да, табличка оказалась верной. Может быть, это всё сон? И уютнейший вокзал на опушке леса, и стрелка с флюгаркой, и семафор... Если так, то не хотелось бы в этот момент проснуться - уж очень хороший сон.

А вагончик увозил нас всё дальше от этого видения. И вот уже начались окраины крупного посёлка Селижарово. Обратите внимание, что река Селижаровка в этом месте едва ли не шире, чем Волга в Скакулино. Совсем недалеко отсюда эти две реки сливаются.

Станция тоже встречает нас семафорными крыльями:

Вокзал здесь - типовая постройка 1960-х годов:

Встречный грузовой состав и снегоочиститель в тупике у пакгауза:

Едем дальше.

Местность здесь уже не такая глухая и малонаселённая, больше остановок.

О.п. Красицы, очередная бывшая станция с сохранившимся вокзалом:

И деревня:

Вошедший здесь мужчина угощал проводницу и пассажиров парным молоком, которое он вёз в Кувшиново на продажу; предложил и нам. Попробовав, я понял: такого вкусного молока не пил, наверное, с раннего детства.

Ещё одна бывшая станция, Брылёво. Видны шпалы от второго пути, а вокзал здесь уже не сохранился.

Постепенно пейзаж становится более суровым, появляются болота.

Самые крупные из них, Чистик и Раменский Мох, железная дорога огибает с юга, делая поворот на 90 градусов рядом с селом Сокольники. А в самом селе раньше находился леспромхоз.

Подъездной путь к нему отходит не от станции, а от простой стрелки на перегоне, что-то вроде путевого поста. Довольно необычное явление.

Вот и Ранцево, последняя на нашем пути станция с семафорами.

А также с красивым дореволюционным вокзалом:

Последний перегон. Видите ещё один семафор на горизонте?

Я решил постоять в тамбуре ещё немного. И, как оказалось, не зря, потому что на одном из переездов произошла неожиданная встреча. Привет, коллеги! Если вы читаете сейчас этот репортаж - отзовитесь!

Наконец, за окном показались индустриальные пейзажи.

А затем - и жилая застройка.

И вскоре поезд заканчивает свой 4,5-часовой путь. Совершенно нетипичная для таких мест высокая платформа:

И неорусский вокзал - словно терем, срисованный с иллюстрации к детской сказке. Будем надеяться, что сюда не доберётся "корпоративный стиль" РЖД, который уничтожил облик многих похожих сооружений.

Композицию дополняет водонапорная башня тех же времен. Архитектура явно перекликается с Бологое-Полоцкой. Это неудивительно, ведь дороги строились в одно и то же время.

До Торжка, начала дороги, осталось ещё 58 километров. Но, к сожалению, наш поезд теперь туда не доходит. Поэтому мы совершаем небольшую прогулку по окрестностям станции, после чего возвращаемся в вагон. Нас ждёт неблизкий, но чрезвычайно интересный обратный путь по "заповедной" дороге.
Спасибо за внимание!
Tags: Вокзал, Железная дорога, Кувшиново, Торжок, малодеятельные линии РЖД, семафоры
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments