Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Узкоколейная железная дорога Пельгорского торфопредприятия

Пригороды Санкт-Петербурга разительно отличаются от пригородов Москвы. Гораздо менее населённая и при этом более крупная по площади, Ленинградская область сохранила гораздо больше нетронутой природы даже рядом с областным центром, в то время как Ближнее Подмосковье зачастую представляет собой вытянувшиеся на десятки километров "спальные районы" столицы. И уж точно вблизи Москвы теперь невозможно найти действующую торфовозную узкоколейку, которая бы гармонично вписывалась в природу. Одна из таких сохранилась в посёлке Рябово Тосненского района Ленинградской области...
SAM_2674

Добыча торфа на болотах к северу от железной дороги Санкт-Петербург - Москва началось в 1950-е годы. Тогда было построено торфопредприятие "Пельгорское" и одноимённый посёлок при нём, а также узкоколейная железная дорога для перевозки торфа с места добычи на предприятие. Первоначально разработки велись только на ближайшем к посёлку болоте с таким же названием - Пельгорское. За счёт этого протяжённость дороги была небольшой, около 8 километров. Добытый торф перегружался в вагоны широкой колеи рядом со станцией Рябово Октябрьской железной дороги, куда специально был подведён узкоколейный путь. В 1980-х годах линия была продлена до соседнего Ушакинского болота, в результате чего длина путей сильно увеличилась. Объемы добычи торфа стали достигать 500 тысяч тонн в год...
Экономический кризис 1990-х годов сказался как на торфопредприятии, так и на железной дороге. Перегрузка торфа "на широкую колею" прекратилась, а сам перегрузочный комплекс и ветка к нему были уничтожены. Но вскоре появился новый рынок сбыта: торф стал поставляться в качестве удобрения в некоторые страны Западной Европы (в основном, в Нидерланды). Это дало предприятию новую жизнь: вскоре поступило современное импортное оборудование, а узкоколейка была отремонтирована. Поезда с торфом ходят ежедневно, и будущее дороги, в отличие от многих других, вполне оптимистично.

Поездка в Рябово состоялась в начале июня 2015 года, в ходе многодневного путешествия по Северо-Западу России. В этот раз ко мне присоединился мой друг Константин Карташов (nord_ursus), житель Санкт-Петербурга и тоже любитель железных дорог и путешествий. Встретившись на Московском вокзале, за час с небольшим мы доехали до станции Рябово, откуда и начался наш поход. Электричка отправилась дальше, в соседнюю Любань, по абсолютно прямым путям Главного хода:
SAM_2644
В Рябово останавливается не так уж много поездов, причём все они пригородные, но здесь есть вполне капитальный вокзал. Это типовой проект 1950-х годов (точно такие же здания есть, например в Ильино и в Сланцах). Касса, впрочем, закрыта, а билеты приобретаются у кондукторов в самой электричке.
Эту фотографию Константин сделал уже перед отправлением обратно в Санкт-Петербург. Из-за наличия РЖД-охраны фотосъёмка была затруднена :)

А мы направились в сторону торфопредприятия. Вначале идём по малоиспользуемому подъездному пути на нефтебазу. Это ещё обычная колея, не узкая :)
SAM_2646

SAM_2649
Вскоре выходим на переезд, ощущая себя поездом
SAM_2654
Слева остаётся посёлок Рябово.
SAM_2655
А чуть правее уже виднеется само торфопредприятие:
SAM_2657
Дорога, на которую мы вышли, ведёт в посёлок Пельгорское, где находится главная станция узкоколейки. На обратном пути нам предстоит пройти эту дорогу целиком.
SAM_2658
А мы сворачиваем вправо и оказываемся на...
SAM_2662
Такого названия улицы ещё не доводилось встречать. Причём, глядя на возраст домов, в очередной раз убеждаешься: нет ничего более постоянного, чем временное :)
Вот и торфопредприятие. Внимательный глаз может увидеть узкоколейные вагоны:

Чуть крупнее. Судя по всему, это вагоноопрокидыватель для выгрузки торфа. Подойти ближе к такому интересному сооружению, увы, не получилось.

Чуть дальше, рядом с забором путевой машинной станции РЖД, мы вышли на какую-то полузаросшую тропинку...

Смотрим вниз - а там, оказывается, рельсы!

Удивительная гармония техники и природы, и всё это - в полутора часах езды от Петербурга! Даже странно, что это место столь малоизвестно.

Совсем рядом непрерывно раздаётся звук маневрового тепловоза и лязг сцепок - за забором находится путевая машинная станция.
SAM_2677
Но вскоре становится слышно только пение птиц и шуршание листьев на ветру:


SAM_2692
Пути, мягко говоря, не отличаются качеством:
SAM_2693
Слева остаётся какой-то пруд:
SAM_2691
А впереди уже видны стоящие на станции вагоны:
SAM_2694
Вид в обратную сторону:

nord_ursus в процессе фотографирования. Это, кстати, была первая узкоколейка, которую он увидел воочию, поэтому поездка получилась для него интересной вдвойне.
SAM_2698
Вот, наконец, сама станция:
SAM_2710
Стрелки в траве практически незаметны:
SAM_2712
Поэтому кажется, что пути возникают будто бы из ниоткуда:
SAM_2716
Заброшенная будка стрелочника выглядит весьма капитально. Особенно это заметно на фоне всего остального: несерьёзного, напоминающего какой-то парковый аттракцион.
SAM_2714
Неужели тут что-то ещё работает? - спросите вы. Да, работает, и в этом мы вскоре убедились. Вот, например, в траве сидит кузнечик стоит тепловоз-дрезина ТУ8Г.
SAM_2722
Вид назад. Левее идёт путь на торфопредприятие, по которому мы как раз сюда пришли, а вправо - ветка к локомотивному депо.
SAM_2717
Мы решили немного продвинуться по второй из них, после чего уже осмотреть саму станцию.
И, как выяснилось, это было сделано не зря. Тепловоз завёл двигатель и поехал прямо в нашу сторону!

Мост через ручей. Хочется спросить: как здесь может ездить целый поезд? Действительно ли тут минуту назад что-то проезжало?
SAM_2719
И, как будто в качестве ответа, стук колёс послышался снова. Смотрим - а тепловоз возвращается обратно.

Теперь самое время изучить станцию. По сравнению с другими торфовозными узкоколейками (в Тёсово или Васильевском Мхе), она довольно небольшая.
SAM_2729
Постройка слева - это одновременно и помещение дежурного по станции, и управление узкоколейки. Табличка на нём гласит: "Железнодорожный цех". А сама станция, похоже, никак не называется. Что, впрочем, и не нужно - ведь она единственная на дороге.
SAM_2732
Напротив "цеха" стоит отставленная от работы техника:
SAM_2733
Мотовоз ЭСУ без двигателя:
SAM_2734
Снегоочиститель:
SAM_2738
И пассажирский вагон, возивший рабочих.
SAM_2735

SAM_2736
Интерьер, до боли знакомый по поездкам в Каринторф, или из Алапаевска в Санкино. Жёсткие сиденья, раскачка при езде - и всё равно есть в таких путешествиях что-то очень душевное, отчего хочется повторить их ещё раз...
SAM_27365
Есть даже полноценная платформа. Даром что пассажирские поезда отсюда не ходят. Нет, их не "оптимизировали" в духе РЖД из-за убытков, а просто им практически некуда отсюда ходить. Ведь за посёлком нет ничего, кроме лесов и торфяных болот. Ни одного населённого пункта.
SAM_2770
До отправления электрички на Петербург ещё очень много времени, и мы решили пройти немного дальше, по дороге на торфоразработки.

Станция заканчивается:
SAM_2743
Калитки некоторых огородов выходят прямо на рельсы:
SAM_2748
А на других можно увидеть бытовки из старых узкоколейных вагонов:
SAM_2746
Вскоре дорога выходит за пределы посёлка:
SAM_2749
Мост через Царёв ручей - деревянный, с металлическим пролётом. Похожее мне доводилось видеть на линии Иваново - Комсомольск, а Константин вспомнил посещённую им ветку Тихвин - Будогощь с такими же деревянными мостами.
SAM_2754
Переходить тут нужно очень осторожно:
SAM_2758
А так выглядит это нехитрое сооружение со стороны:
SAM_2760
Из-за торфа вода в ручье тёмно-красного цвета.
SAM_2756
Недалеко от моста мы сделали привал, после чего двинулись в обратную сторону. А узкоколейный путь, уложенный прямо на землю, уходит дальше, вглубь леса.
SAM_2763
Здесь пути тоже не впечатляют капитальностью :)
SAM_2765

Возвращаемся на станцию. Тепловоз всё так же стоит у платформы.
SAM_2771
А среди путей неожиданно обнаружилась бензоколонка:
SAM_2772
Теперь мы идём по ветке в сторону депо - ещё более заросшей и "несерьёзной".
SAM_2776
А само депо оказалось таким же миниатюрным, всего с одним ангаром. Ближе мы решили не подходить.
SAM_2780
Пора двигаться в сторону станции Рябово, а заодно осмотреть посёлок Пельгорское (формально - часть того же Рябово).
SAM_2786
Вообще торфопредприятия вместе с рабочими посёлками обычно размещались на некотором расстоянии от существующих населённых пунктов. Так, например, рядом с Пилево есть отдельный рабочий посёлок при торфопредприятии Болонь, недалеко от село Васильевского - Васильевский Мох...
SAM_2788
И во всех таких посёлках главная улица непременно заканчивается около ДК:
SAM_2792
Не так давно в Пельгорском появилась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы:
SAM_2793
Идём быстрым шагом в соседнее Рябово по дороге с гордым названием Пельгорское шоссе. По нему, кстати, ходит внутрипоселковый автобус, но почему-то его расписание не состыковано с электричками.
SAM_2800
На станцию мы пришли перед самым прибытием электрички. Ещё час с небольшим, и наше совместное путешествие закончилось на Московском вокзале Санкт-Петербурга.
Спасибо за внимание!

Рассказ Константина об этой же поездке
Tags: Железная дорога, Рябово, Санкт-Петербург, узкоколейка
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments