Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Железнодорожная линия Земцы - Жарковский - Смоленск

Где-то посреди лесов и болот между Смоленском и Западной Двиной затерялся небольшой посёлок Жарковский - настоящий "центр цивилизации" для окрестных деревень. Единственная железная дорога, ведущая в Жарковский, пересекает огромные болота почти посередине. Лишь два раза в неделю по ней ходит пассажирский поезд — самый неторопливый в России...

История железнодорожной ветки Земцы — Жарковский весьма увлекательна. Первые проекты сооружения железной дороги по этому направлению появились ещё в начале XX века — здесь должна была пройти магистраль стратегического назначения Санкт-Петербург — Новгород — Смоленск - Орёл. Проект не был осуществлён из-за начала Первой Мировой войны. Часть запланированных участков была впоследствии достроена (например, Павловск — Новгород). Напоминанием об этой магистрали также служит недостроенный мост через Волхов, о котором я уже упоминал в рассказе о ветке Валдай — Крестцы.
Спустя много лет, в 1933 году была построена железнодорожная линия от станции Земцы до Жарковского, а в 1935 году она была продлена чуть южнее до станции Ломоносово. Вероятно, станция Ломоносово существовала на удалении от деревни Ломоносово Бельского района, совсем уж маленькой. До 1937 года участок Земцы — Ломоносово был во временной эксплуатации, а в 1937-м он стал частью Калининской железной дороги. Курсировал пассажирский поезд Земцы — Ломоносово. В дальнейших планах было продление железнодорожной линии на юг до Смоленска, а также через Соблаго на Новгород, практически по дореволюционному проекту. Но эти планы прервала другая Мировая война.
В 1941 году район посёлка Жарковский был оккупирован немецко-фашистскими войсками. После освобождения в 1942 году была восстановлена ветка Земцы — Ломоносово, а также в срочном порядке началась постройка временных рокадных дорог (для переброски войск) Земцы — Соблаго и от Ломоносово до линии фронта под Смоленском. Эти дороги успешно выполняли свою задачу и сыграли немаловажную роль во время Смоленской наступательной операции 1943 года.
После окончания Великой Отечественной войны были разобраны временные участки, которые не годились для постоянной эксплуатации. Осталась лишь тупиковая ветка Земцы — Жарковский и небольшой подъездной путь к югу от Жарковского до станции Кривая. В Кривой велась погрузка леса.
В 1970-е годы стала сооружаться крупная электростанция в посёлке Озёрный Духовщинского района Смоленской области. К стройплощадке была подведена железнодорожная ветка от станции Валутино (Смоленский узел). За исключением небольшого участка вблизи Озёрного, трасса новой линии совпадала с рокадной дорогой времён войны. В 1979 году участок Валутино — Сошно (станция в посёлке Озерный) стал дорогой общего пользования, был пущен пассажирский поезд Смоленск — Сошно.
Наконец, в четвёртый раз (!) строительство железной дороги к югу от Жарковского началось в 1980-х годах. Теперь проект был завершён, и на картах впервые появилась сквозная линия Земцы — Жарковский — Кривая — Сошно — Смоленск. По невыясненным причинам, участок Жарковский — Сошно числился во «временной эксплуатации», и пассажирского движения на нём никогда не было. Хотя маршрут Санкт-Петербург — Великие Луки — Земцы — Жарковский — Смоленск выглядит на бумаге заманчиво. На участке Жарковский — Сошно двигались лишь поезда, гружёные бурым углём из Нелидово.
В 1995 году электростанция отказалась от использования угля, и движение по «временному» участку прекратилось, он был заброшен. Таким образом, остались две действующих линии, которые стали фактически изолированными. Расстояние от Сошно до Жарковского по железной дороге стало равняться 530 километрам! Чуть позже, в 2001 году между Смоленском и Сошно перестали ходить пассажирские поезда...
Линия Земцы — Жарковский осталась единственной, на которой осталось пассажирское сообщение. Поезд, состоящий из одного вагона (что, впрочем, не является редкостью), курсирует всего лишь два раза в неделю, предоставляя жителям глухоманных деревень хоть какую-то связь с «цивилизацией».
Наша поездка по железной дороге Земцы — Жарковский состоялась 5 ноября 2014 года, на следующий день после Бологое-Полоцкой линии. До Земцов добираемся из Великих Лук на пригородном поезде по исторической Виндавской железной дороге (Москва - Рига), минуя различные остановки с необычными, но приятными русскому уху названиями: Сердце, Русаново, Улин, а также города Западную Двину и Старую Торопу. Гнездо аиста - запоминающаяся деталь этой местности:
2014-11-05_08-16-12_142
Наконец, спустя два с половиной часа мы оказываемся на небольшой узловой станции Земцы. Тёплый вагон сменяется на лёгкий утренний мороз, на шпалах блестит иней.
2014-11-05_10-37-04_437
Типовой советский вокзал конца 1950-х, типичный для Московско-Рижской дороги:
2014-11-05_10-40-50_633
Провинциальные станции в такое время суток удивительно тихие. Пассажиров с нами почти не было (большинство вышли в Западной Двине, районном центре). Лишь иногда прогрохочет по путям товарный поезд, а где-то в глубине посёлка залают собаки.
2014-11-05_10-42-14_687
Ручная стрелка с фонарём - раритетное устройство.
2014-11-05_10-42-42_406
На боковом пути стоял одинокий "рельсовый автобус" РА1. Я сразу догадался, что именно он и повезёт нас в Жарковский.
DSCN3674
А чуть в глубине - прекрасно сохранившаяся водонапорная башня начала прошлого века.
DSCN3672
Советская скульптура на фоне спящего посёлка:
DSCN3678
"Привокзальная площадь".
DSCN3681
До отправления поезда на Жарковский осталось ещё около получаса. Можно погреться в небольшом зале ожидания, совершенно безлюдном. И вот, наконец, раздаётся звук дизеля, и "рельсовый автобус" подаётся к платформе.
DSCN3682
"Вы до Жарков поедете?" - спрашивает проводница.
"Да".
"Хорошо. Вместе будет не так одиноко".
Чуть позже стало понятно, что она имела в виду. Оказывается, поезд осенью 2014 года регулярно ходил пустым, и само наличие хотя бы одного пассажира было чем-то из ряда вон выходящим! Почему так происходит - об этом я расскажу в конце репортажа.
А наш одновагонный поезд трогается в свой не слишком далёкий, но очень продолжительный путь.

Расстояние в 47 километров от Земцов до Жарковского преодолеваются... почти за три с половиной часа. Этот поезд - самый медленный в России! Его скорость порядка 14 километров в час - меньше, чем на узкоколейке в Алапаевске. Но даже на этой скорости колёса довольно сильно постукивают на стыках, а сам вагон слегка раскачивается. Если увеличить скорость, то поезд может сойти с рельс. Пути здесь, наверное, не ремонтировались ещё со времён войны. До сих пор здесь можно встретить дореволюционные рельсы!
Вскоре посёлок Земцы заканчивается.
DSCN3683
И поезд въезжает в заповедную глухомань.
DSCN3686
Где ещё можно собирать грибы вдоль железной дороги?
DSCN3688
От таких пейзажей невозможно устать даже за три с половиной часа пути!
DSCN3689
На этой видеозаписи можно увидеть реальную скорость поезда. Советую включить звук, чтобы услышать перестук колёс.

Иногда лес расступается:
DSCN3695
Такие странные деревья сопровождали меня на протяжении всего семидневного путешествия. Говорят, что это разновидность ивы.
DSCN3694
Этот переезд соединяет несколько деревень в окрестностях Земцов. Часть из них заброшены...
DSCN3697
Ветки с характерным звуком скребут по вагону. По сравнению с этими местами, даже Бологое-Полоцкая покажется верхом цивилизации.
DSCN3705
Наконец, спустя полчаса после выхода из Земцов вдалеке показываются дома. Деревня Мешки, постоянное население 8 человек.
DSCN3713
Поезд делает первую остановку. За всё это время он преодолел 8 километров.
DSCN3711
Ещё через два километра - посёлок Мирный (18 человек). Поезд, который ходит два раза в неделю - единственный способ попасть сюда, других дорог нет.
DSCN3721
На переднем плане - пикетный столбик из полена. Это в очередной раз напоминает, что железная дорога строилась как временная.
DSCN3722
Как всем известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Эта дорога словно застыла в 1940-х годах. С тех самых пор здесь остались и быстровозводимые мосты на деревянных опорах (из поезда их увидеть невозможно). Глядя на фотографии мостов, становится даже как-то не по себе.
Кстати, очень похожая "временная" железная дорога сохранилась в Ленинградской области, по которой чуть раньше проехал мой коллега по увлечению и ЖЖ-френд nord_ursus. Об этом в его блоге написан подробный интересный рассказ.
А мы продолжаем двигаться бескрайними лесами. До следующей остановки 9,5 километров и 40 минут езды...



DSCN3723

DSCN3732

DSCN3737
Вот и ещё один остановочный пункт - Откос. Здание вокзала построено с использованием новейших технологий. Как видно, железнодорожники не поскупились на окраску навеса.
DSCN3740
Рядом с железной дорогой можно наблюдать остатки одноимённого посёлка. Теперь здесь не осталось никого, а поездом пользуются жители соседней деревни Обухово.
DSCN3742

DSCN3741
За Откосом следует абсолютно прямой 12-километровый участок. Это характерно для временных железных дорог: проводить геологические изыскания и выбирать наилучшую трассу было некогда, поэтому строили "по линейке на карте". К сожалению, из окна поезда теперь этого не увидишь (хотя до августа 2014 года по этой линии курсировал тепловоз с вагоном, из заднего окна которого можно было видеть саму дорогу).
DSCN3747

DSCN3750
Местное богатство:
DSCN3753
К дороге начинают подступать болота:
DSCN3751
Проезжаем мост через реку Туросну:

И, наконец, последний перед Жарковским населённый пункт. Довольно крупный по местным меркам (40 жителей) и ухоженный.
DSCN3756
Его название - Кащёнки - вызывает ассоциации с известным лечебным заведением. И это как бы намекает, куда может привести железнодорожное маньячество :) Куда только меня занесло...
DSCN3758

DSCN3761
Магазин и почта - центр местной общественной жизни. Собравшиеся здесь люди глядели на поезд с особым вниманием и даже удивлением, как будто это и не поезд вовсе, а какой-нибудь инопланетный корабль. И то, и другое появляется тут нечасто :)
DSCN3762
Раньше здесь был разъезд, о чём напоминают сохранившиеся шпалы второго пути.
DSCN3759
Среди прочих выделяются несколько домов с пластиковым сайдингом и высоким забором. Сюда, скорее всего, приезжают жители крупных городов за удивительной тишиной и нетронутой природой. Одни приезжают, другие - наоборот, мечтают выбраться из этой глуши...
DSCN3764
Постояв минуту-другую, "рельсовый автобус" отправляется дальше, за пределы цивилизации.
DSCN3774
Лес за Кащёнками уже не такой густой, а скоро он и заканчивается вовсе:
DSCN3781
И одинокий вагончик оказывается посреди огромного болота Пелецкий Мох:
DSCN3782
Десятки километров непроходимой трясины. Впечатляющее и немного жутковатое зрелище.
DSCN3788



DSCN3785

DSCN3805
Перед станцией Жарковский поезд зачем-то остановился посреди болота. Наверное, выжидал время, ведь соблюдать такой необычный график движения - задача непростая.

На насыпи посреди болота находится и часть станции Жарковский.
DSCN3809
Граница "цивилизации" здесь очень резкая. За три с половиной часа пути от таких пейзажей успеваешь отвыкнуть.
DSCN3812
Помещение дежурного по станции и тележка для перевозки путейских инструментов:
DSCN3815
И вот наш вагон останавливается у бывшего здания вокзала. Будто мы попали в какой-то фильм-постапокалипсис:
DSCN3821

DSCN3826
Пакгауз и магазин. Нечто подобное я наблюдал в Весьегонске в марте 2015 года.
DSCN3830
"Нанотехнологичный" рельсовый стык:
DSCN3823
Дымит местный деревообрабатывающий комбинат. Здесь есть жизнь!
DSCN3825
Пути за вокзалом заканчиваются надалеко от реки Межи, а немного в стороне на насыпи проходит "несостоявшаяся магистраль" на Смоленск. На заднем плане виден мост через Межу, до которого я, к сожалению, не дошёл. Говорят, на нём сохранились следы войны - дыры от осколков.
DSCN3832
На обратном пути, разговорившись с проводницей, я узнал, почему этот поезд пользуется таким "феноменальным" спросом. Оказывается, после того, как тепловоз с вагоном был заменён на РА1, пассажиры, вообще исчезли. Как ни парадоксально, "подкидыш" доходил до Жарковского быстрее (не было электронного ограничения скорости), и у жителей деревень была возможность за сэкономленное время сходить по магазинам в Жарковском. Теперь же автоматика на новом подвижном составе не позволяет "погонять" и, как следствие, пассажирам стало неудобно пользоваться поездом.
Скорее всего, железная дорога Земцы - Жарковский всё-таки будет закрыта в ближайшее время. То, что поезд продолжает по ней ходить - удивительный факт, настоящая экзотика. Всем, кому небезразличен этот железнодорожный заповедник, советую не откладывать поездку.
Спасибо за внимание!
Tags: Вокзал, Жарковский, Железная дорога, малодеятельные линии РЖД
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments