Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Железнодорожная линия Бутылицы - Меленки

На окраине Мещёрских лесов, между Муромом и Касимовом расположился небольшой провинциальный город и районный центр Меленки. В отличие от знаменитых соседей, он не пользуется известностью. Железнодорожная ветка, подведённая к Меленкам от станции Бутылицы, такая же провинциальная - тихая и неторопливая. Правда, в настоящее время она действует только наполовину и является почему-то одной из самых малоизвестных в России...
DSCN0040

Первая железнодорожная линия, соединившая город Меленки с магистралью Люберцы - Казань, была узкоколейной и строилась в конце 1930-х годов. Одним из инициаторов строительства выступал знаменитый лётчик Николай Каманин, участник мероприятий по спасению челюскинцев, а позже - организатор подготовки космонавтов. В своей документальной повести "Скрытый космос" он упоминает об узкоколейке Бутылицы - Меленки:
"...Поезд вышел из Москвы в 22:35 10 сентября, а в 3:37 11 сентября я был уже на станции Бутылицы. 40 лет тому назад я впервые в жизни увидел на этой станции "живые" вагоны и паровозы. Бутылицы стали больше, вместо тусклых керосиновых фонарей много электрического света, есть радио, но культура людей, служб и помещений, пожалуй, даже хуже, чем 40 лет назад. От Бутылиц до Меленок проложена узкоколейка, ее построили в конце тридцатых годов с моей помощью (ездил к Кагановичу и выпросил средства на строительство и рельсы). Меленковский поезд состоит из трех небольших, но чистеньких пассажирских вагончиков. Из Бутылиц поезд вышел почти пустым, но в Вероунже и Злобине в вагоны набилось несколько десятков крестьянских девушек, едущих в Меленки на текстильную фабрику..."
Меленки - "текстильный" город, и узкоколейка предназначалась прежде всего для связи ткацких предприятий с железнодорожной сетью страны. В самом городе линия Бутылицы - Меленки соединялась с другой, торфовозной узкоколейкой, которая была построена примерно в то же время. Торф с месторождений в районе деревни Соколье поступал на льнокомбинат и швейную фабрику. Именно в Сокольем, вероятно, находилось депо торфовозной сети, в то время как участок общего пользования до Бутылиц располагал собственным депо.
В начале 1960-х годов между Бутылицами и Меленками была построена железнодорожная линия широкой колеи, которая заменила узкоколейку. Эта процедура была необходима для доставки грузов без перевалки на станции Бутылицы из вагонов узкой колеи в обычные вагоны, что занимало много времени. На торфоразработках узкоколейные поезда работали до середины 1980-х годов. До сих пор в лесах можно наблюдать остатки насыпи.
Ширококолейная железная дорога Бутылицы - Меленки, увы, тоже проработала недолго. В 1980-х годах прекратилось пассажирское движение, а начале 2000-х станция Меленки перестала работать. Линия была законсервирована на всём протяжении, кроме 10-километрового участка от Бутылиц до воинской части. Позднее рельсы стали разбирать местные жители для дальнейшей продажи на металлолом. Как ни печально осознавать, это происходит с большинством железных дорог, оставшихся без присмотра. К моменту нашего посещения рельсы дальше 10-го километра линии сохранились только на бывшей станции Меленки. В настоящее время действующий участок до воинской части работает как обычный подъездной путь от Бутылиц.
Осмотр железной дороги Бутылицы - Меленки состоялся 24 июня 2014 года.
Вот так бывшая городская станция встречает путешественников (которые почему-то появляются в Меленках нечасто):
DSCN9984
Переезд разделяет станцию на две примерно равные части.
DSCN9986
Дорога-призрак. Одновременно существует и нет. В отличие от линии Сазоново - Пилево, здесь рельсы сохранились...
DSCN9987
Хотя и не повсюду:
DSCN9990

DSCN9991
Остатки съезда между путями. Местной детворе, наверное, интересно находить в траве такие сюрпризы:
DSCN9994
А вот и переводной механизм. Интересно, были ли тут стрелочные фонари?
DSCN9999
Трудно поверить, что здесь когда-то ходили поезда.
DSCN9997
Пути соединяются стрелкой ещё раз, и дальше до Бутылиц следует однопутный перегон.
DSCN9995
Перебираемся в противоположный конец станции. Эта часть заросла ещё сильнее. Трудно заметить, но на этом снимке видны рельсы!
DSCN0004
Где-то здесь располагался пассажирский вокзал, сгоревший в 2011 году. Автор фотографии - Д. Долгов, житель города Меленки. Данная фотография - первое в Интернете изображение вокзала в Меленках!

Второй путь - справа, за кустами...
DSCN0009
Нет, это не Чернобыль.
DSCN0012
Наконец, путь живописно уходит "в чащу леса".
DSCN0014
Чего только не встретишь...
DSCN0007
"Безглазый" светофор с выбитыми линзами. Жутковато смотрится.
DSCN0008
Трава, похищающая железную дорогу :)
DSCN0020
Отсюда нам предстоит двигаться в Бутылицы по автомобильной дороге, прошедшей неподалёку от железнодорожного пути.
Около храма Архангела Михаила в селе с созвучным названием Архангел делаем остановку:
DSCN0025
Переезд через действующий участок железной дороги рядом с воинской частью решили не фотографировать :)

Между сёлами Верхоунжа и Копнино есть ещё один переезд, на котором нам удалось застать... проходящий поезд: тепловоз ЧМЭ3 и один вагон. Вот это удача!
DSCN0037
Где-то здесь начинался разъезд Верхоунжа.
DSCN0038
При проезде тут действительно лучше посмотреть по сторонам.
DSCN0039
Пейзаж и общая атмосфера здесь разительно отличаются от того "постапокалипсиса" в Меленках.
DSCN0041
Колея живописно скрывается в лесу:
DSCN0044

DSCN0045
Отсутствие насыпи - деталь, напоминающая об узкоколейном прошлом. Идешь через поле и внезапно обнаруживаешь под ногами рельсы...
DSCN0052
"Нанотехнологичное" скрепление... из дерева!
DSCN0051
Дом в Верхоунже:
DSCN0054
Нас ждёт заключительная точка сегодняшней поездки - станция Бутылицы.
DSCN0058
Здесь сохранился красивый деревянный вокзал дореволюционной постройки в стиле модерн. Новая окраска в "корпоративных цветах" РЖД его не портит:
DSCN0059
Водонапорная башня тех же лет:
DSCN0063
Местный начальник в окружении подчинённых :-)
DSCN0066
А вот и начало дороги на Меленки (слева).
DSCN0055
Рядом со станцией сохранилась дореволюционная жилая постройка. Что-то она мне напоминает...
DSCN0072
И действительно, точно так же выглядел вокзал на станции Кривандино. В этом нет ничего необычного, ведь это одна и та же дорога, Люберцы - Казань.
Напоследок, характерная деталь местного быта - гидроколонка.

DSCN0071
Спасибо за внимание!
Tags: Вокзал, Железная дорога, Меленки, Муром, подъездной путь, секретные ж.д., уничтоженные ж.д.
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments