Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Каринская узкоколейная железная дорога

Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) - это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".
2014-07-22_11-22-24_409

История Каринской узкоколейной железной дороги началась в 30-х годах XX века. Строительство торфопредприятия в старинном селе Карино было начато в 1933 году и велось медленными темпами. Однако, с началом Великой Отечественной войны в Кировскую область было эвакуировано немало предприятий из западной части СССР, и значение торфяного топлива резко возросло. Строительство торфопредприятия было закончено к концу 1941 года. Тогда же, предположительно, появились первые участки узкоколейной железной дороги. Подвижной состав был доставлен из Брянской области, которую вскоре оккупировали немцы. Через реку Чепцу, разделяющую торфомассив и город Кирово-Чепецк, был проложен временный деревянный мост. Он был заменён на металлический уже в начале 1950-х годов.
В послевоенное время узкоколейка продолжила своё развитие. Возникли новые торфопредприятия, объединившиеся в Каринское транспортное управление. Торфовозные линии почти доходили до старинного города Слободского, пересекали Транссибирскую магистраль, несколько крупных рек. Существовало несколько депо, в которых работали, помимо прочего, тепловозы ТУ2. Каринская сеть стала одной из крупнейших в Советском Союзе.
Кстати, собственное название сети было для торфовозных дорог уникальным. Обычно они назывались "УЖД такого-то торфопредприятия". Название вида "Каринская узкоколейная железная дорога" было характерно больше для лесовозных сетей. Интересная специфика...
1990-е годы стали, как и везде в России, периодом упадка. В 1992 году была закрыта сразу половина сети. Отдельные участки, уже не связанные с основной сетью, проработали ещё несколько лет. Тем не менее, оставшаяся часть линий работала ещё долгие годы и находилась в хорошем состоянии.
В 2010 году началась разборка основной сети. Основная причина - отказ Кирово-Чепецкой ТЭЦ от торфяного топлива и переход на использование газа. В начале 2012 года по железной дороге прошел последний грузовой поезд, после чего была уничтожена большая часть сети. Остался только участок Новый - Техническая, по которому продолжает пять раз в день курсировать пассажирский поезд. Причем этот небольшой фрагмент является самым пассажиронапряженным в России среди узкоколеек. Пять поездов в день - об этом жители Алапаевского района, увы, могут только мечтать... И все же, пассажирское движение неоднократно было под угрозой отмены. Будущее "кирово-чепецкого трамвая" остается неопределенным.
Наша поездка по этой уникальной дороге состоялась 22 июля 2014 года, в последний день пребывания в Вятской земле.
Кирово-Чепецк - город молодой, ни на что не похожий, но при этом достаточно однообразный. Пожалуй, именно узкоколейка и является его главной достопримечательностью. Все путешественники (а до нас их побывало здесь на удивление много) начинают свою поездку по ней с разъезда Новый, рядом с переездом через улицу Ленина. В 2012 году участок от Нового до Кирово-Чепецкой ТЭЦ тоже был разобран, о чем напоминает заасфальтированный переезд.
2014-07-22_09-58-53_917
Сразу и не догадаешься, что это железнодорожный тупик:
2014-07-22_09-59-05_726
Лишь подойдя поближе, можно увидеть рельсы. Здание слева - заброшенная будка дежурного по переезду.
2014-07-22_10-00-04_937
Собственно разобранный перегон Новый - ТЭЦ.
2014-07-22_09-59-30_302
До прибытия поезда осталось совсем немного времени. Пассажиры уже собрались на платформе.
2014-07-22_10-01-42_345
А вот и "трамвай" подходит. Такое название, как ни странно, популярно больше среди путешественников - любителей железной дороги, нежели у местных жителей.

На посадку-высадку и обгон локомотива (перецепку из головной части в хвостовую, чтобы двигаться обратно) заложено всего пять минут, поэтому мы торопимся занять сидячие места. Фотография сделана уже после прибытия на конечную станцию.
2014-07-22_12-15-04_611
В углу вагона - печка. Даже в жаркий июльский день она создавала непередаваемое ощущение уюта. Кто видел вживую - поймёт :)
2014-07-22_12-15-15_300
Вот и отправление. Снова раскачивание и скрип, характерные для узкоколеек, которые мне доводилось годом ранее прочувствовать в Алапаевске. Только вот вместо уральской тайги - выемка и городские промзоны.
2014-07-22_10-32-36_687
Живописное сочетание гаражей и местной флоры.
2014-07-22_13-52-38_127
Через линию узкоколейки переброшены даже пешеходные мосты.
2014-07-22_13-55-33_242
Проглядываются и жилые районы позднесоветского времени.
2014-07-22_13-48-55_43
Первая остановка называется необычно - Вернисаж. Названа она... по расположенному поблизости магазину!
2014-07-22_10-33-55_643
Проезжаем рядом с храмом в честь Александра Невского, открытым в 2012 году.
2014-07-22_13-47-04_413
И останавливаемся на следующей остановке - бывшем разъезде Боёво. Рядом с платформой можно видеть остатки второго пути:
2014-07-22_13-45-52_765
Переезд через автомобильную дорогу служит своеобразной границей границей города.
2014-07-22_13-44-35_223
Узкоколейный путь спускается с высокого берега по выемке...
2014-07-22_13-43-39_105
И оказывается на живописном мосту через реку Чепцу - одному из крупнейших на узкоколейках. Раньше он даже был охраняемый.

За мостом начинаются уже совершенно другие пейзажи.
2014-07-22_10-46-06_921
Старица Чепцы в пойме - озеро Карасово:
2014-07-22_10-43-36_312
Где-то далеко виднеется город...
2014-07-22_10-48-08_512

2014-07-22_13-40-12_151
А сосновые леса среди моря цветов смотрятся просто прекрасно:
2014-07-22_13-28-30_442
С юга появляется грунтовая дорога.
2014-07-22_10-49-59_796
А вот и старинная косилка. Прямо-таки динозавр. Уже и не помню, где последний раз доводилось видеть подобный чудо-агрегат:
2014-07-22_10-51-15_210
Но вскоре лесные пейзажи прерываются видом на дачные участки...
2014-07-22_13-24-31_648
А затем - и на локомотивное депо.
2014-07-22_11-00-23_193
Вот и поселок Каринторф. "Трамвай" прибывает на конечную станцию с прекрасным и оригинальным названием Техническая :) Кстати, этот маршрут является единственной постоянной связью Кирово-Чепецка и поселка Каринторф, который формально считается частью города. У нас есть еще более двух часов, чтобы осмотреть станцию и поселок, который тоже заслуживает внимание.
2014-07-22_11-03-37_437
Снова манёвры тепловоза.

Платформа здесь тоже оригинальна - что-то вроде провинциальных остановочных платформ электричек вдали от областных центров.
2014-07-22_11-04-12_284
Здание дежурного по станции (прошу прощение за смазанность снимка).
2014-07-22_11-03-01_812
Каринская узкоколейка - единственная в России, где используется оригинальная автоматическая сцепка наподобие СА3, которая распространена на железных дорогах широкой колеи. Нечто подобное было в Белорецке на Урале, где узкоколейная магистраль была разобрана уже довольно давно.
2014-07-22_11-04-37_291
Привет от работников депо на подножке :)
2014-07-22_11-03-59_771
Общий вид на станцию. Слева - отставленные от работы грузовые вагоны.
2014-07-22_11-10-11_46
В депо такая же атмосфера: запустение, но жизнь потихоньку идёт.
2014-07-22_11-12-15_644

2014-07-22_11-15-41_14
Автоматические стрелки - очередное напоминание о былой роскоши.
2014-07-22_11-26-27_247
На боковом пути дополнительные вагоны стоят в ожидании "пикового" рейса. Да-да, пассажиров тут ездит немало.
2014-07-22_11-28-09_984
И плакаты родом из далёкого Советского Союза. На одном из них - логотип эмблема Каринского транспортного управления.
2014-07-22_11-28-15_73
В самом посёлке Каринторф стоит столь же оригинальная и неповторимая атмосфера. Нигде больше не приходилось наблюдать сочетание домов, построенных пленными немцами в своеобразном стиле, соснового леса, многочисленных приветов из прошлого, а главное - почти полного отсутствия людей и движущихся автомобилей.
2014-07-22_11-39-16_567

2014-07-22_11-50-22_36
Возвращаемся на станцию. Фотография сделана из открытой двери тамбура вагона.
2014-07-22_12-24-04_735
На обратном пути пассажиров было гораздо больше. Многим даже пришлось стоять. На остановочном пункте Бор, который поезд утром проехал без остановки, садились ягодники.
2014-07-22_13-33-01_936
Ещё одно видео моста через Чепцу. Вид в противоположную сторону.

На разъезде Новый пассажиры уже ждали "трамвай".
2014-07-22_13-56-47_609
Локомотив снова маневрирует с необычной быстротой.

Прощальный вид на станцию:
2014-07-22_14-00-37_70
Мы идем на автобусную остановку и дожидаемся автобуса до Кирова. Оттуда, в свою очередь, нам предстояло, набравшись впечатлений от двухнедельного путешествия по Средневолжским краям, возвращаться домой в Подмосковье, чтобы долгими зимними вечерами любоваться фотографиями, прокручивать в голове воспоминания и изредка писать на основе них фотоотчёты :)
Спасибо за внимание!
Tags: Железная дорога, Киров, Кирово-Чепецк, узкоколейка
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments