Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 2

Побыв в Осташкове четыре дня, мы продолжили наше путешествие по Бологое-Полоцкой железной дороге - уникальной линии, бережно хранящей историю краёв, через которые она пролегла. Многое ей пришлось пережить за сто с небольшим лет. История дороги, а также наша поездка от Бологое до Осташкова подробно описаны здесь.
DSCN3511

4 ноября 2014 года мы покинули гостиницу в уютном Осташкове и направились на вокзал. На наших глазах с первого пути отправился двенадцативагонный поезд Осташков - Санкт-Петербург, который назначается по отдельным дням. Непривычно большое оживление царило на небольшой заповедной станции. Вообще поезда больше десяти вагонов здесь редкость. Раз в неделю отправляется также поезд на Москву, который фактически является группой прицепных вагонов к поезду Боровичи - Москва, на котором мы проехали полгода назад.
Садимся в поезд, прозванный в этих краях "горбатый" (происхождение этого странного названия объясняется в предыдущей части). На прощание делаем фотографию вокзала. Честно говоря, с этим городом было даже жаль расставаться :) Хотя, надеюсь, это было не последнее его посещение.
DSCN3487
Отправление со станции Осташков:

Осташков - своеобразный "остров" цивилизации в этом глухом краю. Сразу за городом начинаются глухие леса и болота с редкими посёлками, многие из которых появились одновременно с железной дорогой.

В 1941 году линия фронта проходила совсем рядом с Осташковом. Город готовился к эвакуации. В случае его захвата немцы получили бы выход к станции Бологое - важнейшему транспортному узлу. Но, к счастью, советским войскам удалось отстоять Осташков. В память об этом событии на 122-м километре дороги, где и проходила линия фронта, был установлен мемориал "Здесь был остановлен враг".

С моста через речку Кочу открывается живописный пейзаж.

Почти сразу за мостом начинается бывший разъезд Сигово. Кстати, его прежнее название - Коча. Как и многие другие, он был закрыт в 1990-х годах.
DSCN3502
Крошечное станционное здание.
DSCN3501
И памятник жителям посёлка, погибшим в годы войны. Фотография сделана днём раньше, при возвращении из Кувшиново.
DSCN3472
И снова леса.
DSCN3504
Но через некоторое время поезд выезжает из леса и оказывается в самом, пожалуй, живописном месте на всей дороге - на мосту и насыпи между двумя озёрами Верхневолжской цепи: Пено и Волго. Через эти озёра несёт свои воды небольшая новорожденная река Волга. Уже через более чем через месяц эта вода вместе с водой многочисленных притоков окажется в Каспийском море. Такую огромную цифру мы получим, разделив длину Волги на скорость её течения.

Деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского:
DSCN3506
Пено - сравнительно большой посёлок городского типа и районный центр, а также первая полноценная станция. Поезд простоит здесь добрых сорок минут в ожидании встречного, такого же "горбатого". Можно выйти и осмотреть станцию.
DSCN3507
Что характерно, платформа только одна, и выход из нашего поезда происходит не на неё, а прямо на землю. Чтобы попасть в поезд, от пожилых людей потребуется незаурядная ловкость.

Вокзал здесь, как и на большинстве станций Бологое-Полоцкой после Осташкова, не сохранился. Взамен построено простенькое здание в "сталинском" стиле.

Пустынные станционные пути:

Прибывает встречный "горбатый". Длительный праздник закончился: студенты уезжают обратно, в Тверь, Петербург или Москву, поэтому на платформе такое необычное оживление.

А мы завариваем чай кипятком из титана (вот уж редкость в пригородном поезде!) и отправляемся в дальнейший путь. Следующая остановка - станция со странноватым названием Соблаго (ударение на первый слог). Её название должно быть хорошо знакомо любителям железной дороги: ведь именно отсюда начинается знаменитая заповедная линия Соблаго - Торжок, одна из двух в России, где действуют семафоры и электрожезловая система (вторая - Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии). По ней мне также довелось проехать в ходе путешествия, и я обязятельно напишу о ней фоторепортаж.

Вокзал здесь уже 1970-х годов постройки. Но посмотрите, как любят работники это не особо примечательное здание. Окна сплошь уставлены комнатными цветами! Данную фотографию я сделал как раз в день поездки по линии Соблаго - Торжок.

Станция заканчивается, и поезд вновь въезжает в нескончаемые леса и болота, однообразные пейзажи которых то и дело прерываются многочисленными в этих краях озёрами. На снимке - озеро Соблаго.

Вдоль линии местами можно наблюдать вырубки леса...

На месте которых потом высаживаются молодые деревья.

Но вот снова показываются остатки рельсов - характерный пейзаж закрытых станций и разъездов Бологое-Полоцкой.
DSCN3534
Заброшенная будка стрелочника:
DSCN3537
Станция называется Охват по одноименному озеру, из которого вытекает крошечная речка. Но ей суждено течь больше тысячи километров до Балтийского моря через три государства. Имя ей - Западная Двина. Станция, как видно, была довольно большой.
DSCN3540
Платформа и "пассажирское здание"
DSCN3543
Посёлок, однако, совсем не выглядит безжизненным.
DSCN3541
Окрестности Андреаполя высоко ценятся жителями крупных городов за чистейший воздух и нетронутую природу. Во многих деревнях жителям Подмосковья принадлежат большинство домов, а на зиму там остаются лишь несколько семей коренных жителей. На заднем плане - озеро Охват.
DSCN3546
Кстати, именно Андреаполь и будет следующей остановкой на нашем пути.


DSCN3549
Вокзал здесь тоже 1950-х годов постройки, но уже побольше, чем в Пено.
DSCN3551
Привокзальная площадь:
DSCN3552

DSCN3554
На перегонах в лесу то и дело попадается вот такая красота:
DSCN3553
Деревня Гладкий Лог на бывшем разъезде:
DSCN3563
Но некоторые дореволюционные постройки сохранились гораздо хуже:
DSCN3566
Ближе к Торопцу местность становится ещё более холмистая.
DSCN3568
Бывшая станция Мартисово:
DSCN3577
С очередными раритетами:
DSCN3579

DSCN3580
Торопец, как и Андреаполь, встречает нас мостом через реку Торопу. Как ни странно, в этом месте она выглядит гораздо шире, чем Западная Двина, в которую она впадает.

Торопец - удивительный, но забытый исторический город России, достойный отдельного посещения, с двумя древними городищами и множеством удивительных храмов. Станция расположена вдали от центра, в обособленной части города.
DSCN3608
Вокзал здесь такой же как в Осташкове.
DSCN3610

DSCN3611
Гидроколонка для заправки паровозов водой:
DSCN3612
И водонапорная башня:
DSCN3614
В тот день в Торопце садилось необычайно много пассажиров, в основном студентов, возвращавшихся после праздников. Практически все сидячие места были заняты. Открыли третий вагон, который от самого Бологое шёл пустым. Дело шло уже к вечеру, и поэтому фотографии получились, увы, не очень качественные.
Характерная деталь местного рельефа - озовые гряды, узкие возвышения, которые издалека можно легко спутать с железнодорожной насыпью.
DSCN3619
Жилые дома железнодорожников на перегонах вырастают до хуторов, довольно благоустроенных.
DSCN3634
Бывшая станция Скворцово - единственная между Осташковом и Великими Луками, где чудом уцелел старинный вокзал-терем, подобный тем, которые мы видели в Куженкино и Баталино.
DSCN3638

DSCN3639
Здесь местность уже более населенная:
DSCN3642
Назимово - последняя действующая станция перед Великими Луками и первая остановка на территории Псковской области. До 2014 года сюда из Великих Лук приходил отдельный пригородный поезд, прозванный железнодорожниками "гонялка". На этой станции много лет простоял состав из ржавых цистерн - эдакая своеобразная достопримечательность, которая обращала на себя внимание многих путешественников :) Увы, его уже убрали.

Вокзал здесь совсем простенький, но недавно отремонтирован.
DSCN3645
После Назимово уже совсем стемнело. На оставшемся участке поезд делает остановки чуть ли не на каждом километре. Причём эти остановки находятся прямо на переездах, и высадка происходит не на платформу, а на автомобильную дорогу. Собственно, местность здесь уже не глухоманная, а наоборот, густонаселенная, от деревни до деревни расстояние не превышает трёх километров.
Наконец, поезд останавливается у вокзала Великих Лук, второго по величине города Псковской области. Вокзал здесь - образец "сталинской архитектуры", то есть послевоенный, поскольку город был почти дотла разрушен в Великую Отечественную войну. Собственно, Великие Луки иногда даже называют "вторым Сталинградом". Следующие фотографии сделаны уже 7 ноября.
DSCN3954
Вокзал находится в пространстве между путей, по которым то и дело проходят составы в Ригу. Площадь перед вокзалом из-за "островного" положения используется только для стоянки такси.
DSCN3956
Между путями можно увидеть несколько старых вагонов, ещё даже довоенных.
DSCN3950
А за путями, на проспекте Гагарина, каким-то непостижимым образом сохранилась путейская казарма дореволюционной постройки. Узнаёте стиль?
DSCN3960
Бологое-Полоцкая железная дорога идёт дальше, через Невель в Белоруссию. Но следующий участок уже не представляет такой исторической ценности. Да и поезд до Невеля ходит лишь два раза в неделю. А мы остаёмся в Великих Луках и на следующий день возвращаемся на вокзал, откуда начнётся поездка в Жарковский, по самой медленной в России железной дороге. Но о ней - в другой раз.
Спасибо за внимание!
Tags: Бологое-Полоцкая, Вокзал, Железная дорога, Осташков, малодеятельные линии РЖД
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments