Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Железнодорожная линия Кривандино - Рязановка

Восток Московской области - Мещера - край лесов и болот, богатых торфом. Не так давно здесь велись торфоразработки, действовала обширная сеть железных дорог. К настоящему времени сохранилась только одна малодеятельная линия. По ней ходят пассажирские поезда, но если бы не местоположение в благополучной Московской области, линия Кривандино - Рязановка, наверное, тоже была бы закрыта.
DSCN9655

Решение о строительстве линии между станцией Кривандино на магистрали Москва - Казань и торфяным массивом Радовицкий Мох было принято в самый разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Строительство было незапланированным и велось в чрезвычайном порядке. На важность и срочность указывает тот факт, что для строительства этой линии были использованы рельсы с другой железной дороги (Вербилки - Дубна), которая была восстановлена после войны. Сооружение линии до станции Сазоново было закончено в невероятные сроки - меньше чем за год. Участок Сазоново - Рязановка был введен в эксплуатацию уже после войны (но не исключено, что постройка была завершена одновременно с участком Кривандино - Сазоново). В поселке Рязановка (на картах - Рязановский) после войны возникло крупное торфопредприятие и главная станция крупной узкоколейной железной дороги, работал перегруз с узкой колеи на широкую.
В 1960-х годах линия "обзавелась" боковым ответвлением до поселка Радовицкий Мох, которое впоследствии было продлено до поселка Пилево. В Пилеве до сих пор действует торфовозная узкоколейка, когда-то - часть знаменитой Мещерской магистрали.
Основным и практически единственным грузом вплоть до 2008 года был торф, поставлявшийся на Шатурскую ГРЭС. Объемы перевозок были колоссальными, и линия была прибыльной даже в 1990-е годы (хотя с 1995 года постепенно стали закрываться промежуточные станции). Но в 2008 году электростанция отказалась от "местного" топлива и перешла на использование газа. Возможно, экономически этот шаг был обоснован, но факт: жители многих поселков Шатурского и Егорьевского районов оказались без работы. Были уничтожены две крупные сети торфовозных узкоколейных железных дорог. Ветка Кривандино - Рязановка существует лишь потому, что Московская область решила не отказываться от пассажирских перевозок и компенсирует огромные убытки. Отмена поезда будет означать консервацию и последующее уничтожение линии. На ней уже не осталось ни одной промежуточной станции (все закрыты), линия представляет собой сплошной 53-километровый перегон, на котором невозможно осуществить разъезд встречных поездов.
Мы совершили поездку по линии Кривандино - Рязановка 24 августа 2014 года. До Кривандино доезжаем электричкой от станции Люберцы-1.
После Шатуры вдоль двух магистральных путей появляется третий, заброшенный. Когда на Шатурскую ГРЭС ежедневно прибывало множество поездов с торфом, между станцией Кривандино и электростанцией был построен специальный путь, чтобы не загружать короткий участок перегруженных магистральных путей. Удивительно, что он до сих пор цел. На фото - платформа Ботино.

Вначале путь тянется слева, потом пересекает магистральный ход по путепроводу, после чего оказывается справа.

На станции Кривандино вокзала нет, билеты приобретаются в кассе на платформе.

Не все знают, что рядом все-таки сохранился бывший вокзал Кривандино, причем дореволюционной постройки, правда, сейчас он используется как жилой дом. (Фотография сделана в марте 2013 года).
DSCN5971
А вот как он выглядел сто лет назад:

У низкой платформы, в стороне от главных путей, нас уже ожидал "рельсовый автобус" - одинокий вагон РА1. До мая 2012 года здесь ходили поезда, состоящие из тепловоза ЧМЭ3 и одного плацкартного вагона, придававшие этой дороге неповторимый колорит. В народе такие поезда называют "кукушка" и "подкидыш". Впрочем, РА1 уже успел стать таким же атрибутом глухоманных малодеятельных железнодорожных веток.

Пассажиров в вагоне было очень мало, человек шесть, несмотря на дачный сезон и воскресенье. Меня очень удивило отсутствие в вагоне... кассира! Мы приобрели билет до Рязановки в кассе на платформе, но на остановочных пунктах вдоль линии касс нет, то есть поезд фактически бесплатный. Не исключено, что в тот день мы были единственными, кто "спонсировал" Рязановскую ветку.
Отправление в 14:40. Слева остаются магистральные пути.
DSCN9518
И склады.
DSCN9522
"Цивилизованная местность" постепенно кончается.
DSCN9527
И начинаются восхитительные мещёрские пейзажи.
DSCN9532

DSCN9533
В конце лета 2014 года на линии Кривандино - Рязановка проводился ремонт путей. Свежие рельсы еще не были накатаны, поэтому местами можно было слышать необычный звук, называемый "пение рельс". Он характерен именно для малозагруженных веток и только в первые месяцы после ремонта, то есть явление довольно редкое. Некоторые, впервые услышав это "пение", воспринимают его за трансляцию музыки Вагнера :-)
Особенно красивые виды открываются на кривых, которых здесь очень много из-за холмистой местности.
DSCN9536

DSCN9537
Поселок Осаново рядом с одноименной станцией, закрытой в 2004 году.
DSCN9547
Станционное здание, увы, не сохранилось, но в траве можно найти бетонные шпалы.
DSCN9552
Мещера - один из тех краев, в которые хочется возвращаться еще и еще...
DSCN9566
Выемка:
DSCN9564
Вскоре показывается поселок Пожога.
DSCN9568
Деревянный домик дежурного по станции здесь сохранился, хотя станция была закрыта первой на линии, в 1995 году. До закрытия здесь была конечная для одного из пассажирских маршрутов. Шпалы второго пути также заметны.
DSCN9569
После Пожоги начинаются болота. Как видно на фотографии, леса вдоль дороги сильно пострадали во время пожаров 2010 года.
DSCN9572
Ведутся санитарные вырубки леса вдоль дороги.
DSCN9577
Лесной остановочный пункт 29 километр.
DSCN9588
На станции Бармино все еще сохранился второй путь (хотя он отрезан от основного, стрелок нет). Год закрытия - 2009. В окрестностях, помимо пристанционного поселка Бармино, есть крупные сёла Терехово, Середниково и Самойлиха.
DSCN9599
Заколоченное станционное здание с приоткрытой дверью выглядит очень зловеще.
DSCN9600
Следы былого благоустройства:
DSCN9603
Можно представить себе, что думают водители про вагон, везущий меньше десятка человек.
DSCN9608
Периодически вдоль линии попадаются кусты рябины.
DSCN9610
Оставленная на выходные техника в лесу, видимо, расчищающая пространство вдоль путей.
DSCN9612
Живописный переезд около поселка Сазоново.
DSCN9616
По меркам Московской области это место - редкостная глухомань. Постоянное население - меньше 10 человек. Здесь находится последняя и одновременно, как ни странно, самая крупная на нашем пути промежуточная станция, которая действовала дольше всех. Тоже ржавые рельсы, отрезанные от главного пути.
DSCN9618
Водонапорная башня. К железной дороге, скорее всего, отношения не имеет.
DSCN9619
И заколоченное станционное здание - точно такое же, как мы уже видели на станции Бармино.
DSCN9621
Пассажирская платформа на пол-вагона.
DSCN9622
Когда-то здесь шла оживленная грузовая работа.
DSCN9625
Влево уходят следы разобранного бокового ответвления - железнодорожной линии Сазоново - Пилево. Линия не действует с 2009 года, и постепенно рельсы разворовывались местными жителями, как это происходит сейчас с линией Валдай - Крестцы в Новгородской области. В 2012 году рельсы еще оставались в районе деревни Пруды и между станцими Сороковой Бор и Пилево. В августе 2014 года их уже не осталось нигде. Об этой линии я написал отдельный фотоотчет.
DSCN9631
До Рязановки осталось ехать всего полчаса. Последний участок выглядит самым глухим.
DSCN9637
Вот так выглядит остановочный пункт 47 километр, расположенный на удалении от населенных пунктов. Нет даже платформы. Местоположение определяется по табличке с расписанием. Собственно пассажиры здесь - очень редкое явление, поезд останавливается не всегда.
DSCN9638
С трудом можно разглядеть небольшую заброшенную избушку.
DSCN9663
И наконец, спустя почти два часа пути, поезд прибывает в уже знакомую нам Рязановку. Станционные пути:
DSCN9649
Станция выглядит очень ухоженной.
DSCN9652
Редкое теперь явление - пути заняты составами. Правда, не вагонами с торфом, а ремонтной техникой.
DSCN9656
Машинист тепловоза в очередной раз напомнил мне, что "снимать железную дорогу запрещено", хотя, разумеется, я никаких законов не нарушил.
Мы уже бывали в Рязановке в 2013 году, но целью поездки тогда было посещение Николо-Радовицкого монастыря. Удалось сделать фотографии переезда. Прямо раньше путь шел на торфоперегруз, теперь - только к котельной и местному хладокомбинату. Движение очень редкое.
DSCN5978
А вот что осталось от огромной сети узкоколейных железных дорог. Рельсы на переезде южнее Рязановки. Кстати, двухпутные участки - очень редкое явление для узкоколеек.
DSCN6011
Спасибо за внимание. Хочется надеяться, что линия Кривандино - Рязановка будет работать и притягивать путешественников своими замечательными пейзажами, а не повторит судьбу линии Сазоново - Пилево.
Tags: Железная дорога, Мещёра, Рязановка, малодеятельные линии РЖД, подъездной путь, узкоколейка
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments