Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Железнодорожная линия Ильино - Фролищи

Огромный лесной край разместился к северу от Гороховца, на стыке трех областей: Владимирской, Нижегородской и Ивановской. Посреди этой глухомани, на высоком берегу реки Лух, разместился небольшой поселок Фролищи с древним Свято-Успенским Флорищевым монастырем. К поселку ведет небольшая тупиковая железнодорожная линия от станции Ильино на магистрали Москва - Нижний Новгород. Она довольно необычно выглядит на карте - проходит почти строго по границе Владимирской и Нижегородской областей. Об этой линии - мой рассказ.


Глухая болотистая и малонаселенная местность к северу от Клязьмы издавна использовалась как место для военных учений. В 1930-е годы здесь был создан Гороховецкий артиллерийский полигон. Примерно в то же время для обслуживания полигона было проложена железнодорожная линия от станции Ильино. Первоначально она относилось не к МПС (туда она была передана в 1956 году), а к структурам Министерства Обороны. Линия Ильино - Фролищи была не единственной в этом районе: почти одновременно с ней были построены второстепенные ответвления Великое Озеро - Лух и Инженерная - Золино. Они продолжают оставаться ведомственными. Первое из них заслуживает подробного описания.
Поселок Старая Почайка, в котором находится станция Лух, стал начальным пунктом лесовозной узкоколейной железной дороги. На лесозаготовках работали репрессированные советские граждане и военнопленные немцы. Лагеря просуществовали до конца 1960-х годов, после чего поселки Старая и Новая Почайка были заброшены. Линия на Лух стала использоваться для связи с дезинфекционно-промывочной станцией для очистки вагонов. Неиспользуемая часть линии до станции Лух была разобрана. В 1970-е годы близ Дезпромстанции была построена кольцевая линия вокруг озера Великое для испытаний подвижного состава. В отличие от известной Щербинки, здесь испытывали военную технику. Сейчас от кольца осталась только северная половина - линия на Дезпромстанцию. Фотографии кольца (причем не одного!) можно посмотреть в репортаже А. Фетисова.
В начале 2009 года пассажирское сообщение на линии Ильино - Фролищи было отменено. Казалось бы, вероятность восстановления нулевая, ведь параллельно железной дороге тянется асфальтовая. Но ситуация стала развиваться необычным для последних лет образом: на просьбы местных жителей быстро отреагировало правительство Нижегородской области, и уже в апреле движение было восстановлено. Причем впервые появилась возможность добраться на поезде напрямую до Нижнего Новгорода, раньше приходилось делать пересадку в Ильино.
Поездка по железнодорожной линии Ильино - Фролищи состоялась 18 июля 2014 года. Ради этой поездки нам пришлось вставать в 3:30 ночи, чтобы успеть на 5-часовую электричку Нижний Новгород - Гороховец.
Станция Ильино встречает нас ухоженным вокзалом начала 1950-х годов:

В тупике уже стоял "рельсовый автобус" на Фролищи - дизель-поезд РА1.
2014-07-18_06-16-35_7
Редко кто ездит здесь в такую рань. Кроме нас было еще два человека: кондуктор и еще один пассажир, ехавший до Великого Озера. Со слов кондуктора, иногда поезд бывает совсем пустой. Большинство же ездит утром из Фролищ в Нижний Новгород, вечером - обратно.

Отправление - в 6:30. Довольно долго поезд идет по окраинам поселка Ильино.
2014-07-18_06-33-53_46
...Который резко сменяется глухим лесом.
vshot-2014-08-17-21h34m31s203
Вдоль линии много болот и небольших озер.
vshot-2014-08-17-21h37m57s250
Через 10 минут после отправления - первая остановка Чичерово на пересечении с федеральной автотрассой М7 Москва - Нижний Новгород. Собственно остановочный пункт здесь ограничивается табличкой "Остановка локомотива" и стойкой с расписаниями. С противоположной стороны есть трехэтажная (!) будка дежурного по переезду.
2014-07-18_06-42-44_343
Как и следовало ожидать, никто не вошел и не вышел.
Через полкилометра - несколько стрелок и путей посреди леса. Ни станции, ни души!
2014-07-18_06-43-46_605
Автодорога то и дело сближается с железной, пересекает ее.
2014-07-18_06-50-37_203
На станции Инженерная регулярно производится погрузка и выгрузка военной техники. Мне удалось застать процесс в действии:
2014-07-18_06-51-06_703
Поезд остановился и открыл двери, хотя в расписании здесь остановка не заложена. Атмосферное деревянное здание дежурной по станции:
2014-07-18_06-51-59_37
Через несколько минут - главная промежуточная станция на линии - Великое Озеро, а также единственный на линии населенный пункт с заурядным названием Центральный. Отпочковываются пути, в основном малоиспользуемые, к многочисленным воинским частям.
vshot-2014-08-19-20h05m05s222
Станция встречает приезжающих уникальным двухэтажным деревянным вокзалом 1930-х годов. Увы, здание по назначению не используется:
2014-07-18_07-00-32_312
От станции Великое Озеро, помимо вышеописанного кольца от линии на Дезпромстанцию, отходят еще два (!) кольцевых ответвления. Одно из них проходит насквозь через три воинских части, второе, к северу от станции, разобрано.
Так мы преодолели ровно половину пути до Фролищ. Еще полчаса нам предстоит двигаться по лесной глуши и любоваться рассветом.

Обилие сосен и мхов напомнило мне Карелию, а именно линию Лодейное Поле - Янисъярви.
vshot-2014-08-19-20h37m53s167
Видео:

Местами вдоль линии ведутся вырубки.

Наконец показываются стрелки и очередные заборы воинских частей. Поезд прибывает на конечную станцию.
2014-07-18_07-34-10_362

2014-07-18_07-34-37_442
Его уже ожидали пассажиры. Через 20 минут он отправится в путь в Нижний Новгород.

Я решил не создавать лишних проблем, поэтому подробно фотографировать станцию не стал. Сама станция ограничивается тремя путями и невзрачным зданием дежурного. Фото тов. FrolishiKraeved, 2006 г.:

Мы идем через лес, разделяющий станцию и поселок, в сторону монастыря.
На обратном пути (в автобусе Фролищи - Дзержинск) я догадался, почему поезд пользуется таким спросом. Среди местных шоссейная дорога во Фролищи именуется "дорогой смерти", туда отказываются ездить таксисты. Она определённо худшая, по которой я когда-либо ездил: асфальт, вероятно, не меняли с советских времен, количество ухаб на единицу длины делает невозможным передвижение со скоростью больше 20 километров в час на всем протяжении. К тому же, автобус значительно дороже поезда.
Прошу простить за некачественные фотографии, из-за неожиданных проблем с аккумулятором фотоаппарата снимать пришлось на камеру телефона.
Спасибо за внимание.
Tags: Железная дорога, Нижний Новгород, Фролищи, малодеятельные линии РЖД, секретные ж.д.
Subscribe

promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments