Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Подъездной путь бывшего 59-го арсенала ГРАУ

Удивительный лесной массив Лосиный Остров расположен на северо-востоке Москвы, который является единственным районом с практически нетронутой природой. При этом немногие знают, что почти в самом его сердце проложена живописная железнодорожная линия, которая когда-то обслуживала небезызвестный военный объект, а в настоящее время заброшена и ждет своего часа...
DSCN9556

Протяженность линии из конца в конец чуть меньше 4 километров, при этом значительная ее часть (1,5 км) находится на охраняемой территории. Из-за своего предназначения (обслуживание 59-го Арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления и воинской части) об истории дороги почти ничего не известно. Вероятно, железнодорожный путь был построен в начале XX века (на что указывает характерный архитектурный стиль заброшенной постройки около линии и двух водопропускных труб) после 1908 года, когда было открыто движение по Окружной железной дороге. Военный объект, имеющий значительную историю, действовал до 2010 года, после чего был расформирован. Некоторое время услугами железной дороги пользовались склады, образовавшиеся на его месте. Примерно в середине 2012 года по дороге прекратилось регулярное движение. В настоящее время накат на рельсах отсутствует, полотно сильно заросло травой, а деревянные шпалы начали гнить. При нынешнем положении дел дорога не имеет никаких перспектив работы и, скорее всего, будет уничтожена в близком будущем.
Поход по линии состоялся 12 июня 2014 года.
Железнодорожный путь начинается на станции со странным названием Белокаменная, которая находится на Малом кольце Московской железной дороги. Кольцо активно реконструируется под запуск городской электрички, в связи с чем работа станции практически прекращена.
DSCN9499
Еще несколько лет назад здесь периодически ходили экскурсионные ретро-поезда и делали остановку на станции. Сейчас она выглядит практически безжизненной. Из-за работ по перекладке путей даже грузовые поезда через нее не почти проходят.
DSCN9498
А вот и начало нашего пути. Граница участка РЖД и подъездного пути четко видна, на последнем шпалы деревянные.
DSCN9501
Ветка углубляется вглубь леса, делая поворот на 120 градусов, после чего следует абсолютно прямой участок.
DSCN9502
Входной светофор на станцию. Прощаемся с "цивилизацией". Впереди глухомань, где местами казалось, что я в числе первых сотен людей, кто побывал здесь за всю историю этих мест :)
DSCN9504
Периодически идущий дождь усиливает атмосферу печали и отрешенности.
DSCN9511
Какая-то слишком четкая граница заросшего пути:
DSCN9518
Кривая закончилась. Вид в обратную сторону. Здесь мне стал довольно отчетливо слышаться шум приближающегося со стороны арсенала (!) грузового состава под тепловозом (точнее, ЧМЭ3). Этот странный феномен исчезал по мере продвижения вглубь леса.
DSCN9527
Точно в том месте, где кривая переходит в прямой участок, железнодорожное полотно пересекает Абрамцевскую просеку.
DSCN9524
Начинается "лесной тоннель". Деревянные шпалы незаметно сменились бетонными.
DSCN9528
А вот и развалины заброшенной постройки неизвестного предназначения. Скорее всего, она была сооружена еще до революции, на что указывает характерная форма окон. При этом она никак не используется еще с начала 1980-х годов, внутри нее уже успело вырасти довольно крепкое дерево.
DSCN9531
Пейзажи довольно однообразны, но городской житель вроде меня не перестает восхищаться.
DSCN9543
А вскоре справа от линии возникает настоящее болото. Раньше это был пруд, спущенный где-то в конце 1970-х.
DSCN9547
Вдоль полотна часто попадаются сваленные шпалы. Они были замечены еще в 2007 году.
DSCN9558
В течение некоторого времени параллельно рельсам тянется живописная тропа, напоминающая пейзажи Левитана. Полотно железной дороги находится здесь в небольшой выемке.
DSCN9560
А вот и необычайно живописная водопропускная труба для небольшого ручья.
DSCN9576
Рядом - гигантский муравейник :)
DSCN9585
Тем временем мы приближаемся к просеке ЛЭП. Где-то здесь отходило второстепенное ответвление к промышленным предприятиям на Ярославском шоссе, между Северянинским путепроводом и ул. Красная Сосна.
DSCN9600
Насыпь бывшей линии совершенно незаметна.
DSCN9610
Сразу за просекой обнаруживаю участки рельсо-шпальной решетки, уложенные на путь. Возможно, их привезли сюда при перекладке путей на Окружной, когда они стали не нужны. Один местный житель, знакомый мне по Интернет-переписке, сообщает, что точно такое же "нагромождение" в прошлом году было и с другой стороны от просеки.
DSCN9612
Живописнейшая лесная поляна после дождя.
DSCN9620
Рядом находится единственная стрелка на линии (простите за смазанность). Здесь линия разветвлялась на два пути, которые вели в разные части арсенала.
DSCN9625
Заброшенное здание стрелочного поста:
DSCN9631
Оно находится по соседству со вторым и последним пешеходным переходом через ж/д. Когда-то он был автомобильным переездом.
DSCN9634
Здесь линия теряет последние признаки присутствия человека. Дальше предстоит двигаться по траве высотой почти до пояса, где не так просто найти рельсы. Линия, идущая влево от стрелки, оказалась перегорожена поваленным деревом, поэтому я иду по правой линии.
DSCN9637
Становится виден конечный пункт нашего маршрута.
DSCN9642
Неподалеку обнаруживаю еще одну водопропускную трубу. Эта уже успела зарасти мхом.
DSCN9660
Вот и ворота военного склада.
DSCN9651
Историческое название района, в котором мы оказались, необычно: Мыза Раёво. Оно известно с начала позапрошлого столетия, когда тут была небольшая усадьба с эстонским названием Райёво. В 70-х годах XIX века здесь обосновался артиллерийский склад. Шли годы, а военный городок так и находился в уютном месте на окраине леса вплоть до наших дней.
Вид внутрь забора. Теперь тут обыкновенные склады. О железной дороге, как видно, совсем забыли.
DSCN9656
А мой поход по железной дороге заканчивается. Двигаюсь сквозь заросли обратно к разъезду, выбираюсь на Ярославское шоссе и сажусь на автобус.
Спасибо за внимание.
Tags: Железная дорога, Лосиный остров, Москва, подъездной путь, секретные ж.д.
Subscribe
promo kirillfedorov4 декабрь 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments