Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Железнодорожная линия Угловка - Боровичи

Крошечная узловая станция Угловка, название которой знакомо практически каждому, кто хотя бы раз проезжал из Москвы в Санкт-Петербург на поезде, является начальным пунктом небольшого 30-километрового ответвления, связывающего город Боровичи с сетью железных дорог. Эта линия является одной из самых необычных железных дорог России, она была построена одной из первых в стране. В Боровичах и по сей день сохраняется удивительный, старейший в России деревянный вокзал 1876 года, одна из главных достопримечательностей города.
DSCN9420
UPD: 9 марта 2015 года поезд отправился с вокзала города Боровичи в последний раз. В качестве причины отмены ОАО "РЖД" называют убыточность перевозок. В настоящее время пассажирское движение по железной дороге до Боровичей не существует, и повторить нижеописанную поездку не представляется возможным.
UPD2: В конце 2018 года пассажирские поезда снова стали ходить в Боровичи. Теперь это не прямой поезд из Москвы, а пригородный Боровичи - Угловка.

Линия была построена в 1874-1877 годах, в период "первого железнодорожного бума" в России. До революции дорога была частной, строилась на средства боровичских промышленников - владельцев завода по производству огнеупорного кирпича. Ровно посередине линии, на 15-м километре, располагалась станция Травково (ударение на второй слог), просуществовавшая до 1994 года; сейчас на ее месте - остановочный пункт. Также в разное время существовали промежуточные станции Корсаковская (10 километр) и Суворовская (2 километр, передаточная с государственной Николаевской дороги на частную Боровичскую). Название последней перекликается с усадьбой великого полководца Александра Суворова "Кончаковское", расположенной в Боровичском районе, но в совсем другом месте. В советское время на линии было развито как грузовое, так и пассажирское движение; курсировали поезда Боровичи - Москва, Боровичи - Санкт-Петербург, Боровичи - Новгород, а также до трех пар пригородных Боровичи - Угловка...
В начале 2012 года началась целенаправленная политика властей Новгородской области по сокращению пригородных пассажирских перевозок. Причина - немыслимые счета по компенсации убытков от этих перевозок в сотни миллионов рублей, выставленные РЖД. Линия Угловка - Боровичи стала первой "жертвой". Впоследствии такая же участь ожидала направления Окуловка - Неболчи, Подборовье - Кабожа - Хвойная, Хвойная - Пестово, Рогавка - Новгород и многие другие. Отменен поезд Боровичи - Санкт-Петербург. Вокзал Боровичей стал принимать не пять поездов ежедневно, а один в неделю - из Москвы. Возможно, что и он под угрозой отмены.
P.S. Спустя почти год после нашей поездки мои опасения подтвердились - поезд был окончательно отменён. Последний поезд Боровичи - Москва отправился 9 марта 2015 года.
P.P.S. Пассажирские поезда покинули Боровичи надолго, но не навсегда. С 24 декабря 2018 года были возрождены пригородные поезда Боровичи - Угловка (одна пара в день), связывающие город с магистралью Москва - Петербург. Жителям Боровичей стало возможным сделать пересадку в Угловке с пригородного поезда на скоростные, а любителям железных дорог - проехать по всей старинной линии в дневное время.
Мы посетили Боровичи во время майских праздников 2014 года и, конечно же, не обошли вниманием железную дорогу. Предупреждаю, что фотографии делались в разное время и даже не в один день.
Вокзал находится на окраине города. Здание состоит из деревянной и кирпичной частей, построенных, что необычно, в одно время. Удивительно - деревянное здание, построенное почти 140 лет назад. Сколько войн, разрух, пожаров оно перестояло и сохранилось почти в первозданном виде! Увы, в 2013 году крыша была заменена на современную черепичную, резко контрастную.
DSCN9418
Обратите внимание на резьбу. А ведь станция вначале строилась как исключительно товарная!
DSCN9417
Станция является тупиковой (дальше - берег Мсты), пустынная платформа накрыта симпатичным навесом.
DSCN9423
Он ровесник здания. Вот дореволюционная фотография. Найдите десять отличий, как говорится.

Уютно сидеть на этих лавочках в ожидании поезда майским вечером...
DSCN9424
А в этом здании у самого тупика располагается боровичское линейное ОВД.
DSCN9427
Отсюда вышла строгая женщина в форме и сказала стандартную фразу, что железная дорога - стратегический объект, и поэтому фотографировать пути и вагоны запрещено. Требование удалить снимки, как в московском Новопеределкино, не последовало, и я спорить с ней не стал. Этот странный запрет, не прописанный ни в одном законном документе (касательно любительской фотосъемки), стал для меня лишь сигналом снимать более осторожно.
Пакгауз и водонапорная башня того же времени. Готовый музей железнодорожной архитектуры XIX века! На крайнем пути стоит состав поезда Боровичи - Москва.
DSCN9431
Башня крупным планом:
DSCN9445
Единственная горловина станции.
DSCN9438
Такие ручные стрелки с фонарем, показывающим положение рельсов, можно встретить разве что в железнодорожных музеях и на немногочисленных станциях (в частности, все станции Бологое-Полоцкой железной дороги, некоторые - на линии Москва - Великие Луки - Рига за пределами Московской области). Каждый вечер они зажигаются, создавая неповторимую атмосферу железной дороги. Правда, фонари уже не керосиновые, а электрические (видите тонкий черный провод?). К слову, стрелки с керосиновыми фонарями тоже кое-где на РЖД еще встречаются.
DSCN9444
Станция Боровичи уникальна тем, что частично расположена на строго охраняемой территории завода, не имеющего отношения к железной дороге (Боровичский комбинат огнеупоров), проходя через него насквозь. Где-то дальше места на фотографии есть разрыв забора с табличкой "Проход запрещен". Если я не ошибаюсь, что-то подобное имеется в городе Серов на Урале.
DSCN9441
Вид на территорию завода с путепровода над железной дорогой.
DSCN9389
Спустя некоторое время поезд из семи вагонов подается под тепловозом ДМ62, который проведет его лишь 30 километров - до Угловки. Такое оживление на платформе бывает теперь лишь один раз в неделю.
2014-05-04_20-58-09_335
При этом местных в поезде почти нет, основной контингент - туристы-водники, возвращающиеся в Москву после сплава по Мсте через знаменитые боровичские пороги. Вагоны были заполенены примерно на 80 процентов. Топились, как в старину, углем (ночью температура опускалась до -1 градуса), в них было очень тепло и уютно.
Но подходит время отправления, и поезд трогается в путь.



Несмотря на достаточно густонаселенную (по меркам севера) местность, линия практически не проходит через населенные пункты. Кругом лишь леса и болота. В большом количестве имеются насыпи и выемки - сказывается рельеф местности, близость Валдайской возвышенности. Поезд движется на крайне малой скорости (по ощущениям - 20 километров в час), периодически резко увеличивая и вскоре уменьшая. Но это не самый медленный поезд РЖД :-)
DSCN9449

DSCN9463

DSCN9466
Стемнело. Поезд делает остановку на бывшей станции Травково и спустя мгновение отправляется дальше, потому что никто не садился и не выходил. Теоретически можно приобрести билет от Травково до Москвы.
Мы посетили Травково за день до этого. Здесь сохранилось станционное здание, платформа и шпалы от второго пути.
2014-05-03_19-38-58_137

2014-05-03_19-40-42_376

2014-05-03_19-41-08_186
Мы вскоре прибываем в Угловку, где меняют тепловоз на электровоз, после чего продолжаем движение уже по скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург...
На станции Лихославль к нашему поезду подцепили группу вагонов Осташков - Москва, и в Москву мы прибыли уже в полном составе. А когда-то этот поезд состоял целиком из прицепных вагонов (Москва - Боровичи, Москва - Осташков через Торжок, Москва - Андреаполь через Бологое, Москва - Бежецк через Бологое). Интересно, что вагоны Москва - Осташков и Москва - Андреаполь отцеплялись на разных станциях и затем встречались на станции Соблаго, следуя в разных направлениях. Но еще более интересная ситуация в расписаниях происходит в настоящее время.

Вагоны Осташков - Москва проходили через Торжок, но были временно отменены на зиму 2013/2014 года. В это время поезд Москва - Боровичи - Москва заходил в Торжок, где локомотив обгонялся, прицеплялся в другой конец поезда, после чего состав отправлялся дальше. Перед майскими праздниками 2014 года осташковские вагоны возобновили. Логично, что боровичскому поезду должны были отменить заезд в Торжок. Но этого почему-то не произошло. В результате этого мы имеем странную ситуацию, когда из Торжка в Москву отправляются два состава в разное время, которые сцепляются в Лихославле и прибывают в Москву уже вместе, а боровичский поезд тратит дополнительное время на заезд и смену направления движения.
Tags: postea deperditum, Боровичи, Вокзал, Железная дорога, Новгород, малодеятельные линии РЖД
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments