Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Category:

Кругобайкальская железная дорога. Часть 2

Продолжаем двигаться берегами Байкала, по самому длинному музею России. В прошлой части мы проехали от Порта Байкал до Шумихи. Дорога и местность не перестают нас удивлять.
2013-07-07_17-48-03_663

После Шумихи горы становятся более каменистыми, их называют утёсами.
2013-07-07_13-14-11_958
На 105-м километре, близ мыса Ивановский находится так называемая Белая Выемка - геологический памятник всероссийского значения. Она представляет собой открытые выходы... байкальского мрамора! На линии Кругобайкальской железной дороги такое встречается еще в нескольких местах. Но это - крупнейшее и самое впечатляющее. Говорят, здесь мрамора так много, что его чуть ли не кладут под шпалы.
2013-07-07_13-15-10_714
Деревня Пономаревка. Как и многие другие, насчитывает 4-5 дворов и меньше двадцати жителей.
2013-07-07_13-17-45_538
Вскоре поезд ныряет в тоннель "Половинный", самый длинный на КБЖД, пробитый сквозь одноименный мыс. Длина 780 метров, поезд проходит его за две с половиной минуты.

За ним - следующая остановка в деревне с таким же названием. Здесь самая долгая стоянка - порядка 1,5 часов. Местные жители выстраиваются к прибытию поезда вдоль платформы и предлагают намного дешевле, чем в Листвянке, различные сувениры, чай и другие напитки, а также типично байкальский продукт - копченого омуля (непередаваемо вкусно).
2013-07-07_13-42-15_990
Деревня расположена на реке (угадайте, какое название? правильно, тоже Половинная), разделившей ровно пополам участок дороги от истока Ангары до Слюдянки. Река крупнейшая среди "кругобайкальских" речек, через нее переброшены два моста совершенно разной конструкции и, конечно, разного времени.
2013-07-07_13-45-00_281
Один из них железобетонный, на каменных опорах с "ездой поверху", другой - однопролетный с фермой.
2013-07-07_13-45-46_577

2013-07-07_13-57-03_265
Рядом с ним находится паровоз американского производства (серии ЕА).
2013-07-07_14-02-21_975
По соседству с самым длинным тоннелем на другом берегу реки находится самый короткий - Чайкинский (30 м).
2013-07-07_13-53-28_38
Вид на мыс Половинный:
2013-07-07_14-03-58_421
Тоннель "Половинный", если присмотреться, кажется слишком широким. Это сделано не для повышения безопасности находящихся в нем рабочих. Всё проще - он был изначально построен под два пути.
2013-07-07_14-09-46_950
Тоннель абсолютно прямой, но имеет перелом профиля пути (вначале уклон вверх, затем - вниз), поэтому здесь присутствует интересный оптический эффект: чем ближе подходишь к его середине, тем дальше кажется противоположный вход.
Над тоннелем - надпись с годами постройки.
2013-07-07_14-10-23_119
Вид с пляжа возле "Половинного" тоннеля.
2013-07-07_14-29-55_20
Туристы занимают места, поезд трогается вовремя.
После Половинной начинается Маритуйское плато: склоны становятся более высокими и скалистыми, берег Байкала - более извилистым, тоннели встречаются чаще
2013-07-07_15-39-50_688
Поезд приближается к станции Маритуй. Это своеобразная "столица" - именно здесь находится сельсовет, которому подчиняются все крошечные глухоманные поселки вдоль линии КБЖД. Других путей сообщения, кроме железной дороги, здесь тоже нет. Деревня по местным меркам крупная - 150 человек.
2013-07-07_15-47-23_726
Здесь сохранился уникальный комплекс деревянных станционных зданий.
2013-07-07_15-51-06_990
Здесь предстояло скрещение (попросту - разъезд) с той самой "мотаней". С недавних пор это дизель-поезд РА2, более комфортный, но гораздо менее романтичный. Иногда он заменяется одновагонным РА1 (и все равно поезд полупустой).
vlcsnap-2014-02-10-23h55m34s147
Деревянные "рельсы" для спуска лодок на воду.
2013-07-07_15-53-36_481
Мы приближаемся к предпоследней остановке на нашем пути - комплексу сооружений "Киркирей", по сложности работ опередивший с большим отрывом остальные. Место находится на удалении от населенных пунктов, у "мотани" здесь официальной остановки нет.
2013-07-07_16-05-28_875
Вначале строители решили облегчить себе задачу - построить короткий тоннель длиной 75 метров через скалу. Во время строительства постоянно происходили обвалы. Пришлось укреплять косогор. Но и это не помогало. Смесь воды ручья Киркирей и камня размывала скалу, каменные глыбы двигались вниз, увеличивая нагрузку на свод тоннеля. Кладка не выдерживала сильно неравномерной нагрузки, расслаивалась и смещалась, появлялись трещины. Фактически один тоннель пришлось строить несколько раз. В 1904 году все же удалось пустить по нему движение. 13 сентября 1904 года министр путей сообщения М.И. Хилков торжественно забил последний костыль и открыл непрерывный Великий Транссибирский путь.
Но проблемы с тоннелем не исчезли - обвалы здесь происходили в разы чаще, чем где-либо еще. Назревала необходимость строительства тоннеля через массив горы. Но из-за Русско-Японской войны это удалось сделать лишь в 1911 году. Старый тоннель был брошен. Длина нового составила 636 метров - почти в девять раз больше! Этот тоннель представляет собой сложное инженерное сооружение. Над западным порталом протекает ручей Киркирей, отличающийся мощным и быстрым потоком. Для его отвода от тоннеля создали необычное сооружение - акведук. В верхней части пади, по которой течет ручей, на высоте 66 метров над Байкалом воздвигнута плотина высотой 15 м. Для регулирования стока воды в нижней части плотины сделано специальное отверстие, из которого вода поступает в бетонный лоток, спускающийся к тоннелю двумя уступами. Для перехода железнодорожного тоннеля ручей пустили по специальному тоннелю, вырываясь из него, он достигает земли по наклонному желобу, и по каменным уступам впадает в Байкал. Вода, просачивающаяся в железнодорожный тоннель, собирается в специальные штольни, из которых отводится в поперечные и продольные лотки, проложенные под рельсами и по железобетонному лотку, под землей достигает поверхности Байкала.
Новый тоннель с акведуком. Тоннель под Амуром в Хабаровске - не единственное подводное железнодорожное сооружение в России!

Водоток ручья.
2013-07-07_16-16-33_534
Старый тоннель. Оба его портала частично находятся под обвалами.
2013-07-07_16-08-18_890

2013-07-07_16-18-23_68

2013-07-07_16-19-09_821
Насыпь старого пути за тоннелем:
2013-07-07_16-19-34_511
Сама безмятежность:
2013-07-07_16-19-16_42
И заключительная часть Кругобайкалки.
2013-07-07_16-41-23_710
Перед очередным тоннелем:
2013-07-07_16-44-21_999
Галерея "Бакланья" состоит из двух частей - каменной (как и большинство здесь) и железобетонной. Последних всего три.

Достаточно известный поселок с забавным названием Баклань. 14 жителей, рельсы служат единственной улицей, огороды спускаются прямо к воде.
2013-07-07_16-48-14_726
Камни:
2013-07-07_16-51-12_512
Дорога вместе с берегом делает очень крутые изгибы, отчетливо виден противоположный берег.
2013-07-07_16-58-23_579
На 137 километре расположен Центр деловых связей Восточно-Сибирской железной дороги.
2013-07-07_17-09-06_295
Через полтора километра - деревня Шарыжалгай. Контрасты...
2013-07-07_17-16-43_375
Высокий мост через Большую Крутую Губу (это название реки):
2013-07-07_17-22-44_789
Ущелье (по-местному падь) с остатками каких-то железнодорожных построек.
2013-07-07_17-36-41_499
Галерея № 13 - единственная, у которой отсутствуют порталы.

Тоннели "Малая Упорная Губа" и "Большая Упорная Губа", за ними - единственный мост над водами Байкала (Упорная Губа)

Это хорошо заметно с воды. (фото С. Воробьева).

Поезд приближается к деревне Ангасолка. Гора почти идеально полусферической формы.
2013-07-07_17-48-03_663
Вода на отмели:
2013-07-07_17-46-11_356
Вдалеке уже виднеется Слюдянка - конечная точка Кругобайкальской железной дороги.
2013-07-07_17-53-53_482
Мост через реку Ангасолку. Огромные каменные мосты можно увидеть не только на Кругобайкальской железной дороге. Один такой мост скрывается в валдайских лесах в Новгородской области, на линии Валдай - Крестцы.

Вот и Култук - снова цивилизация. Население поселка 3700 человек, есть автобусное сообщение (!) с райцентром Слюдянкой.
2013-07-07_18-04-37_151
Здесь можно видеть главный ход Транссибирской магистрали - он идет по склонам, огибая ущелья и постепенно спускаясь к Байкалу. Это хорошо видно на карте.
Станционное здание, рядом - церковь.
2013-07-07_18-05-39_607
Мост через овраг в Култуке.
2013-07-07_18-07-21_957
Вскоре мы прибываем в Слюдянку, расположенную уже на Транссибе. Здесь расположен единственный в мире вокзал, построенный из байкальского мрамора.
2013-07-07_18-32-57_155
Здесь делают остановку все поезда. К ним выстраиваются местные жители и предлагают омуля горячего копчения. Многие туристы высаживаются здесь, чтобы продолжить путешествие по Байкалу. Вагоны освободились почти наполовину.
Дальнейший наш путь лежит под контактным проводом, тепловоз здесь отцепляется и потихоньку уползает в уютное депо ))
2013-07-07_18-38-57_241
Вот и вся Кругобайкальская железная дорога.
В кабину последнего вагона электрички, ставшего головным, заходит машинист. Состав отправляется и, разгоняясь, набирает высоту :-) Участок между Иркутском и Слюдянкой тоже довольно интересный. Он почти полностью состоит из кривых и содержит самый большой уклон на Транссибе (Андриановский перевал), к грузовым составам здесь цепляют сзади дополнительные локомотивы-толкачи. Двигаясь по краю ущелья, можно было трижды видеть встречные составы: вначале справа, на противоположном склоне, потом слева, в момент встречи, и, наконец, снова на другом склоне, только поезда поменялись местами. От резкого перепада высот пассажиром закладывало уши. Кругом горы, поэтому населенные пункты встречаются нечасто. Через два часа, в темноте, прибываем в Иркутск.
Tags: Железная дорога, Иркутск, Кругобайкальская ж.д., музей
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments