Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Categories:

Кругобайкальская железная дорога. Часть 1

Вдоль юго-западного берега самого чистого и объемного в мире озера Байкал, от истока Ангары до самой западной его точки, небольшого города Слюдянка, протянулась удивительная Кругобайкальская железная дорога. В свое время она связала две части Транссибирской железной дороги. Прекрасные виды Байкала сочетаются здесь с интереснейшими искусственными сооружениями. По их количеству Кругобайкальская железная дорога не имеет аналогов в мире - одно примерно на 200 метров. Сложнейший байкальский рельеф потребовал сооружения на 90-километровом участке 39 тоннелей, 16 каменных и 3 железобетонных противообвальных галерей, почти 250 (!) мостов и множества подпорных стенок. На данный момент это единственная в России полноценная музейная железная дорога.
Кругобайкальская железная дорога уже многократно описана, но, скорее всего, кто-то впервые узнает о ней именно здесь. Рассказывать о ней можно бесконечно. Мы попытались собрать наиболее интересные моменты.
2013-07-07_12-50-46_304

Как известно, в первое время своей работы Транссибирская железная дорога состояла из двух невзаимосвязанных частей, разделенных озером Байкал. По берегу Ангары поезда подходили к порту Байкал, что у истока Ангары, заходили на гигантские паромы-ледоколы, переправлялись через озеро, съезжали и шли дальше в Забайкалье. Конечно, для надежной связи огромных территорий востока страны этого было недостаточно. В 1899 году началось сооружение труднейшего участка по берегу Байкала от станции Байкал до станции Мысовая на противоположном берегу озера. На строительстве работали как квалифицированные специалисты (велик был вклад итальянских мастеров), так и каторжники, что отразилось в названии одного из тоннелей (кстати, многие из них имеют, помимо номера, и собственное название). Камни, необходимые для строительства добывались на месте, остальные материалы доставлялись баржами (зимой - по льду). На каждый километр было истрачено по одному вагону взрывчатки, объем земляных работ составил 400 вагонов на 1 километр. 18 сентября 1904 года у тоннеля "Киркирей 3" строительство дороги было торжественно завершено, а через год она была принята в регулярную эксплуатацию. Первоначально дорога была однопутной и могла пропускать всего 14 поездов в сутки в каждом направлении; в 1911-1914 гг. ценой немалых усилий на некоторых участках был сооружен второй путь, это позволило повысить пропускную способность до 48 пар поездов в сутки (что тоже довольно мало).
В конце 1940-х годов начались работы по укреплению и обеспечению безопасности движения. Разработчики пришли к неожиданному выводу: дешевле не ремонтировать дорогу, а построить через горы новый перевальный участок Иркутск - Большой Луг - Слюдянка со сложнейшим профилем пути, но всего с двумя тоннелями. Что и было сделано. На него был переведен основной транзитный поток. В 1950-е годы, при строительстве Иркутской ГЭС участок вдоль берега Ангары был разобран и затем затоплен. Тупиковая линия Слюдянка - Порт Байкал стала почти никому не нужной и постепенно приходила в упадок. С тоннелей и мостов была снята охрана (да-да, охранялись все тоннели и большинство мостов, можете подсчитать затраты). Был демонтирован второй путь.
В 1980-е годы возникла угроза уничтожения линии или прокладки на ее месте автодороги (через 30 лет, при нынешней политике РЖД, это могло бы и случиться). Жители поселков, для которых поезд был единственным средством связи с "цивилизацией", начали подумывать о смене места жительства. Но меры были вовремя приняты. Дорогу объявили музейной, пустили туристические поезда, их пассажиры всегда были в восторге от поездки. Оказалось, что это и коммерчески выгодно.
Наше путешествие по Кругобайкальской железной дороге состоялось 7 июля 2013 года. Мы воспользовались экскурсионным поездом "Кругобайкальский экспресс", билеты на который были куплены заранее. Именно этот способ осмотреть Кругобайкальскую железную дорогу от начала до конца считается наиболее удобным.
Сбор группы состоится утром на причале в поселке Листвянка (у истока Ангары, напротив порта Байкал). Часть туристов прибывает на автобусах из Иркутска, часть переночевали в Листвянке. Переправляемся через Ангару на теплоходе "Бабушкин", любуемся красивейшими видами с борта.
Байкал - это место, где небо сливается с водой:
DSCN7728
Ангара:
DSCN7732
Дно видно почти везде, несмотря на большую глубину - такая чистая здесь вода.
Вот и поселок Байкал. Сходим на берег. Катер отправился обратно за второй частью пассажиров. Мы идем на станцию, где нас уже дожидается поезд.
DSCN7750
Он представлял собой комфортабельную электричку ЭД9М с вагонами разных классов, сцепленную с маневровым тепловозом (дорога не электрифицирована)
DSCN7753
Поселок живет своей провинциальной жизнью, резкий контраст с туристической Листвянкой.
DSCN7749
Вокзал на станции Байкал, реконструкция деревянного здания начала XX века. В нем располагается музей, который в тот день не работал.
DSCN7764
Расписание пассажирских поездов не слишком объемное. Туристических поездов летом здесь больше, чем пригородных! Необычно также, что указано местное время, а не московское.
DSCN7756
Про пассажирский поезд Кругобайкальской железной дороги стоит рассказать отдельно. До 2012 года он состоял из тепловоза, одного пассажирского вагона и двух товарных. У него два народных названия: "мотаня" ("мотается" между станциями) и "передача" (потому что он перевозит продукты первой необходимости: хлеб, соль, спички). Для жителей пристанционных поселков он имеет не меньшее значение, чем поезд Алапаевской узкоколейной железной дороги. В некоторых поселках местные жители имеют для поездок по железной дороге съемные мотодрезины (как на многих узкоколейках, например, на той же Алапаевской). На линиях российской колеи, и тем более на сети РЖД это уникальный случай.
Впрочем, по сравнению с многими из таких глухоманных поселков, которые нам еще предстоит увидеть, Порт Байкал - почти как Иркутск. Здесь есть магазин и постоянная связь с "цивилизацией" в виде парома.
Паровоз-памятник серии Л:
DSCN7760
Пейзаж:
DSCN7759
Где-то здесь заканчиваются рельсы, дальше два километра тянется насыпь, постепенно исчезая в водах Иркутского водохранилища.
DSCN7767
Идем занимать места. Интерьер:
DSCN7765
Поезд был "населен" в основном туристами из Германии и США. Многие из них оказались на Байкале не впервые. Одна из сопровождающих сказала, что некоторые ее даже узнали и назвали по имени-отчеству. Кроме нас, в вагоне была еще лишь одна русская семья из Иркутска.
Подходит время, и наш поезд отправляется в путь по одному из самых длинных музеев мира - почти 90 километров. Первые мысли: неужели мы все-таки добрались сюда после долгого и чрезвычайно насыщенного маршрута по Уралу и Тюменской области?
Скорость поезда небольшая, чуть больше 20 километров в час. Двигаться быстрее не позволяют изгибы байкальских берегов, колеса поезда все время скрипят на кривых крайне малого радиуса.
2013-07-07_11-03-51_681
Фотоаппарат нельзя откладывать ни на минуту, все время попадается что-то интересное. Чаще всего - стенки (кстати, они делятся на подпорные и для защиты от камнепадов) и сооружения для пропуска воды. Вот одно из них:
2013-07-07_10-56-03_584
Стена для защиты от вражеских шпионов камнепадов:
2013-07-07_11-05-37_761
Склоны в основном покрыты растительностью.
2013-07-07_11-11-36_273
Поезд минует заброшенные каменные защитные галереи. Через них проходил второй путь.
2013-07-07_11-33-09_0
О нем также напоминают мосты - почти везде они двойные.
2013-07-07_11-33-49_529
Вскоре начинаются тоннели.
Номер один:

После трех коротких и безымянных - "Бакланий".

Два "Каторжанских" тоннеля. Название получили по крупнейшему поселку каторжников - строителей дороги.

Относительно длинный тоннель через мыс Толстый.

Первая остановка - недействующая станция Уланово (она же Хвойная). Населенного пункта нет. За отсутствием платформы к дверям приставляют лестницу.
2013-07-07_11-38-48_344
Здесь сохранилось несколько интересных сооружений начала XX века.
2013-07-07_11-50-52_573
При помощи уникального водоподъемного сооружения воду доставляли из озера в резервуар выше уровня станции.
2013-07-07_12-00-04_640
И уже оттуда вода поступала в паровозную гидроколонку, которая сейчас не сохранилась.
Вид сверху:
2013-07-07_11-58-43_297
Старинный деревянный вокзал в характерном сибирском стиле.
2013-07-07_11-38-39_260
И небольшой мост.
2013-07-07_11-41-42_156
Но раздается гудок тепловоза, и поезд двигается дальше. Проезжаем очередную вереницу тоннелей.

И оказываемся в крошечном поселке Шумиха. Вот она, глухомань! Постоянное население - 2 человека (меньше, чем в поселках вдоль линии Веймарн - Сланцы Ленинградской области). Имеется турбаза.
2013-07-07_12-30-49_842
Здесь на небольшом участке сосредоточено несколько достопримечательностей: две заброшенные галереи, два моста (через речки Большую и Малую Шумихи) и любимая туристами "итальянская" подпорная стенка. Нам предстоит пройти пешком порядка одного километра.
Вид с моста через Большую Шумиху. Жизнь в стороне от туристической тропы.
2013-07-07_12-34-25_992
А мы приближаемся к Большой Шумихинской галерее. На Кругобайкальской железной дороге галерея - это сооружение, предназначенное для защиты от обвалов (не путать с тоннелями, проходящими сквозь скальный массив).
2013-07-07_12-35-34_788
Гора Шумиха и поезд:
2013-07-07_12-39-10_226
Галерею проходим насквозь. Изнутри ее совершенно невозможно отличить от тоннеля. Справа к порталу примыкает подпорная стенка.
2013-07-07_12-47-01_394

2013-07-07_12-50-19_562
И здесь открывается потрясающая панорама. На переднем плане - каменный мост через Малую Шумиху.
2013-07-07_12-50-41_514
Металлическая пролетная конструкция моста бывшего второго пути привлекает внимание иностранных туристов.
2013-07-07_12-53-54_601
А вот и "итальянская" стенка с Малой Шумихинской галереей. На этом участке работали итальянские специалисты, которые перенесли сюда частичку родной страны в виде архитектурных элементов. Узнаются древнеримские мотивы.
2013-07-07_13-03-21_199
Тем временем нас догоняет поезд.

Останавливается около галереи. Садимся. Нас ждет еще много интересного.
...Продолжение следует...
Tags: Железная дорога, Иркутск, Кругобайкальская ж.д., музей
Subscribe
promo kirillfedorov4 december 24, 2012 00:04
Buy for 10 tokens
"Великое пространство России немыслимо без железных дорог, главных артерий жизни большой страны". Г.В. СвиридовДобро пожаловать на главную страницу сайта "Забытые железные дороги"! Он будет интересен тем, кто неравнодушен к железным дорогам как к виду транспорта и как к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments