kirillfedorov4


Забытые железные дороги

"Красная книга" железных дорог


Железнодорожная линия Земцы - Жарковский - Смоленск
kirillfedorov4
Где-то посреди лесов и болот между Смоленском и Западной Двиной затерялся небольшой посёлок Жарковский - настоящий "центр цивилизации" для окрестных деревень. Единственная железная дорога, ведущая в Жарковский, пересекает огромные болота почти посередине. Лишь два раза в неделю по ней ходит пассажирский поезд — самый неторопливый в России...
Читать далееCollapse )

Железнодорожная линия Дорошиха - Васильевский Мох
kirillfedorov4
Васильевский Мох - посёлок вблизи города Твери, типичный пригород. Многие его жители каждый день ездят на работу или на учёбу в областной центр. Именно в ближних пригородах, как правило, железнодорожное сообщение развито лучше всего. Но железная дорога, ведущая из Твери в Васильевский Мох стала исключением...
DSCN8961
Читать далееCollapse )

Железнодорожная линия Биробиджан - Циперово
kirillfedorov4
К югу от Биробиджана, в глухих дальневосточных лесах, затерялась незаслуженно забытая, мало кому в настоящее время известная железная дорога Биробиджан - Красный Литий - Циперово. Эта дорога сейчас едва заметна даже со спутника: вековые сосны Приамурья образуют на высоте 12-15 метров над полотном дороги густой зелёный "тоннель". Из-за удалённости от крупных городов ветка малоизвестна даже в среде железнодорожных любителей. А напрасно...
puty-belyar
Читать далееCollapse )

Узкоколейная железная дорога торфопредприятия "Васильевский Мох"
kirillfedorov4
При взгляде на карту Тверской области глаз невольно задерживается на огромном крае болот к северу от города Твери. Одно из этих болот - Оршинское - по площади едва ли не превышает саму Москву. Для освоения залежей торфа на них в первой половине XX века активно строилась сеть узкоколейных железных дорог, от которой к настоящему моменту остались лишь фотографии...
DSCN9026
Автору репортажа удалось осмотреть узкоколейную железную дорогу в посёлке Васильевский Мох в один из последних месяцев её существования. Менее чем через полгода последний участок некогда крупной сети был ликвидирован. В связи с этим нижеприведённые фотографии представляют собой историческую ценность.
ПродолжениеCollapse )

Железнодорожная линия Бутылицы - Меленки
kirillfedorov4
На окраине Мещёрских лесов, между Муромом и Касимовом расположился небольшой провинциальный город и районный центр Меленки. В отличие от знаменитых соседей, он не пользуется известностью. Железнодорожная ветка, подведённая к Меленкам от станции Бутылицы, такая же провинциальная - тихая и неторопливая. Правда, в настоящее время она действует только наполовину и является почему-то одной из самых малоизвестных в России...
DSCN0040
ПродолжениеCollapse )

Каринская узкоколейная железная дорога
kirillfedorov4
Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) - это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".
2014-07-22_11-22-24_409
ПродолжениеCollapse )

Развал единой сети пригородных перевозок на железных дорогах России
kirillfedorov4
Оригинал взят у af1461 в Развал единой сети пригородных перевозок на железных дорогах России
Железные дороги России составляют единую сеть эксплуатационной длиной около 90 тысяч километров. За исключением "островных" участков вроде Сахалина, Норильска и вот теперь Крыма, это сплошная связная система. В наследие от Советского Союза нам досталась действующая система пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, работавшая практически на всех участках этой сети.
Больше семи лет назад, будучи редактором проекта "Все электрички России", я делал исследование возможности проехать электричками по сверхдальним маршрутам, например, из Москвы во Владивосток. Тогда это было впролне реально, за 27 дней с 59 пересадками.

В процессе реформы железнодорожного транспорта в начале 2000-х единое Министерство путей сообщения (МПС) было ликвидировано, пригородными перевозками стали заниматься около двух десятков пригородных пассажирских компаний. Была создана система регионального заказа на пригородные перевозки, когда субъект федерации заказывал (и оплачивал в виде дотаций) курсирование поездов по своей территории. Но на практике стройная система оказалась плохо приспособленной к отечественным реалиям. Регионы вполне резонно сомневались в сумме оплаты, выставляемой пригородными компаниями (а им - РЖД), появились злостные неплательщики. Около пяти лет назад начался процесс сокращения объемов движения пригородных поездов, захватывающий постепенно все больше и больше регионов. В последние полгода (с сентября 2014 г.) он принял такой размах, которого наши железные дороги не знали даже в гражданскую войну. И нашумевшая история с отменами электричек в Вологодской и Тверской областях - лишь отдельные эпизоды творящегося беспредела.

Я попробовал проанализировать состояние сети пригородных пассажирских перевозок по имеющимся официальным данным (расписания, опубликованные на сайте ОАО "РЖД" и сервисе "Яндекс.Расписания"). Эти данные включают картину движения на январь 2015 г, дополненную официально объявленными отменами на февраль, но без учета временных отмен летних поездов на зиму (если они не были объявлены как постоянные отмены).
читать далее...Collapse )

Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 2
kirillfedorov4
Побыв в Осташкове четыре дня, мы продолжили наше путешествие по Бологое-Полоцкой железной дороге - уникальной линии, бережно хранящей историю краёв, через которые она пролегла. Многое ей пришлось пережить за сто с небольшим лет. История дороги, а также наша поездка от Бологое до Осташкова подробно описаны здесь.
DSCN3511
Читать далееCollapse )

Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 1
kirillfedorov4
Каждому, кто хотя бы один раз ездил из Москвы в Петербург по железной дороге, должно быть знакомо название Бологое. Этот город находится почти на середине пути между двумя столицами, что послужило поводом для множества шуток. Здесь пересекаются такие железнодорожные магистрали, как Петербург - Москва и Ярославль - Псков. Но мало кому знакомо пятое направление, на Осташков, также известное как Бологое-Полоцкая линия. Она практически полностью сохранила дух времён её постройки - начала XX века, и до сих пор удивляет своей нетронутостью даже человека, мало знакомого с "железкой".
DSCN0196
UPD: в сентябре 2016 года, спустя два года после поездки автора, на законсервированной станции Горовастица сгорел деревянный вокзал начала XX века. Фотографии в данном репортаже можно считать исторической ценностью.
Читать далееCollapse )

Список железнодорожных линий, где пассажирское сообщение открыто после 1991 года
kirillfedorov4
Полтора года назад я предпринял попытку составить списки железнодорожных линий, которые перестали выполнять функцию общественного транспорта (в связи с отменой пассажирского сообщения) или которые перестали физически существовать (были разобраны). Первый из упомянутых списков, увы, приходится пополнять чуть ли не каждый месяц. Очевидно, что железные дороги в провинции стремительно приходят в упадок. Но всё же по некоторым железнодорожным линиям пассажирские поезда пошли уже после возникновения Российской Федерации (это в основном подъездные линии к аэропортам).
На данной странице ведётся список железных дорог России, где общедоступное пассажирское сообщение было открыто после 1991 года, в том числе построенные в этот период. Не показаны линии, где движение было пущено после того, как было прежде отменено. Не показаны линии, по которым были пущены поезда, предназначенные для рабочих, где проезд возможен только по пропускам. Также не показаны линии, по которым пассажирское движение осуществляется (или осуществлялось) нерегулярно: из-за ремонта путей, для обслуживания массовых мероприятий и т.п. Список обновляется, о неточностях или изменениях просьба писать в комментариях.
СписокCollapse )

?

Log in

No account? Create an account