Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Узкоколейная железная дорога спичечной фабрики "Победа" (Верхний Ломов)

Сеть железных дорог в Пензенской области устроена достаточно просто и состоит из двух основных магистралей по направлениям север-юг и запад-восток, которые пересекаются в Пензе. Есть несколько линий, проходящих только по окраинам области, а также небольшие тупиковые ветки без пассажирского движения. Но не все знают, что в ста километрах от Пензы, в селе Верхний Ломо́в, можно найти настоящую узкоколейную железную дорогу, которая имеет интереснейшую историю.


Читателям, наверное, заголовок показался странным: каким образом предприятие, связанное с деревообработкой, оказалось посреди полей Пензенской области? Тем не менее, факт остаётся фактом: спичечная фабрика была открыта в Верхнем Ломове ещё в XIX веке, правда, работала почти всегда на привозном сырье. В 1918 году она была национализирована и вплоть до 1940-х годов оставалась сравнительно небольшой. Но в годы Великой Отечественной войны, когда западные районы Советского Союза оказались в зоне оккупации, в Пензенскую область было эвакуировано большое количество предприятий. На Верхнеломовскую фабрику было перевезено оборудование со спичечной фабрики "Везувий" из Могилёва.
Выбор именно этого места был обоснован тем, что в окрестностях Верхнего Ломова имелись залежи торфа - значение этого топлива для промышленности во время войны было велико из-за его дешевизны и доступности. Для вывоза торфа с месторождения на фабрику и была построена узкоколейная железная дорога. Её протяжённость поначалу была небольшой - всего 4 километра, но по мере освоения новых торфяных массивов пути продлевались всё дальше и дальше. Наибольшей длины (14 километров) узкоколейка достигала в 1960-1970-е годы, когда поезда вывозили торф из окрестностей села Новая Толковка.
В середине 1970-х годов добыча торфа в Нижнеломовском районе прекратилась, необходимость в торфовозной дороге отпала, и пути от Верхнего Ломова до Новой Толковки были разобраны. Но узкоколейка по-прежнему имела значение внутризаводского транспорта: перевозился лес между складом (рядом со станцией Верхний Ломов широкой колеи) и собственно фабрикой. Неудивительно, что длина путей при этом не превышала двух километров. Кроме того, до 1985 года предприятие использовало в качестве топлива привозные торфобрикеты, которые тоже доставлялись узкоколейными составами со станции на фабрику. В 1985 году в Нижнеломовский район был проведён газопровод, и все промышленные предприятия, в том числе спичечная фабрика, перешли на на природный газ. Тогда узкоколейка окончательно перестала быть торфовозной. В настоящее время дорога состоит из одного главного пути длиной 1,5 км и двух коротких тупиков, работают два тепловоза серии ТУ8.
Наша поездка с целью осмотра этой малоизвестной железной дороги состоялась 7 августа 2016 года. Решено было выехать из Пензы ранним утром, чтобы успеть проехать по ещё не загруженной трассе М-5 "Урал".
Верхний Ломов - типичное крупное село, каких немало в Средней полосе России. Не сразу понятно, чем оно может заинтересовать путешественников из других областей :)

Стела с названием спичечной фабрики:

Узкоколейка проходит через самый центр села и, вдобавок, пересекает реку Ломовку по совмещённому авто-железнодорожному мосту, отчего выглядит весьма солидно. Здесь не возникает ощущение "несерьёзности", характерное для многих дорог узкой колеи (как, например, в Пельгорском).

Путь, идущий в сторону фабрики, даже чем-то напоминает трамвай. Не хватает только контактного провода и остановок.

Вот и ворота фабрики. За ними наверняка скрывается много интересного, но, поскольку справа от них стоял и пристально наблюдал за нами охранник, мы решили не подходить вплотную к ним во избежание недоразумений.

Вид в сторону склада (лесобиржи). Путь местами сильно зарос и, кажется, поезда по нему уже давно не ездили.



Переходим по мосту через Ломовку. Шпалы здесь уложены поверх асфальта, отчего кажутся слишком крупными для такой миниатюрной дороги.

Кстати, город Нижний Ломов и село Верхний Ломов получили названия не от слова "лом", а по реке Ломовке, которая по весне затапливала окрестные сёла, ломая всё на своём пути. Забавно, что железные ломы были нанесены по ошибке на герб Нижнего Ломова при Екатерине II.

Узкоколейка пересекает две автомобильные дороги...

И углубляется в заросли.

Здесь пейзаж уже вполне типичный для узкоколеек, очень похож на уже упомянутое Пельгорское.

Здесь колея заросла настолько, что рельсы даже трудно разглядеть среди травы. Наверное, в июне здесь было море цветов.

Видите рельсы на фотографии? Нет? А они есть :)

Вдалеке видны краны и другое оборудование лесобиржи.

Рельсы и техника очень хорошо вписываются в природный пейзаж - как будто так и должно быть. Разве не может одно сочетаться с другим?

Более крупным планом:

В качестве завершения рассказа приведу две интересные видеозаписи поездки в кабине тепловоза. Их сделал мой коллега по увлечению Денис Юрин в 2012 году.
Поездка по территории лесобиржи:

И в сторону фабрики:

Спасибо за внимание!

При написании текста использовался материал Е. Авдонина со страницы http://gdclub-penza.narod.ru/v_lomov.htm
Tags: Верхний Ломов, Железная дорога, Пенза, узкоколейка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments