Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Железнодорожная линия Перевлес - Ясаково

В 40 километрах к юго-востоку от Рязани, в живописном месте на высоком берегу Оки находится старинное село Троица. В конце XIX века через него прошла железнодорожная магистраль Москва - Казань и была открыта станция Ясаково. Но позже, при спрямлении главного пути основной ход был перенесён на несколько километров дальше от берега Оки, обойдя село стороной. Что особенно интересно, при этом станция Ясаково была сохранена, став тупиковой станцией на малодеятельной ветке - бывшей части магистрали, и до сих пор сюда ходит, наверное, самая медленная электричка в России...


Конец XIX века был ознаменован экономическим подъёмом в России, к этому времени относится активное строительство железных дорог, наиболее известная из которых, конечно, Транссибирская. Примерно тогда же была сооружена и Московско-Казанская железная дорога, маршрут которой первоначально проходил через густонаселённую Рязанскую губернию (нынешняя кратчайшая трасса через Муром была построена позже). В 1893 году был открыт участок Рязань - Сасово, на котором Ясаково было одним из промежуточных пунктов. Тогда же был сооружён и вокзал на станции Ясаково, который можно видеть на заглавной фотографии.
Шли годы, железная дорога продолжала активно работать, пропуская поезда восточного направления. Возможно, к нашему времени участок Ясаково - Перевлес так и остался бы ничем не примечательным магистральным перегоном, если бы не одно интересное обстоятельство. Дело в том, что Московско-Казанская дорога изначально строилась по упрощённой технологии: трасса огибала естественные возвышения, что позволяло изрядно сэкономить на насыпях и выемках, а также ускорить само строительство. Но в районе Ясаково путь проходил совсем рядом с высоким берегом Оки, и здесь нередко случались оползни и размывы, которые приводили к перебоям движения. Наконец, в середине 1950-х годов было решено перенести железнодорожный путь подальше от проблемного места, а заодно и сделать его более прямым. В 1959 году было открыто движение по новому участку.
По непонятным причинам, старая трасса не была полностью разобрана, как это обычно бывает. Её начало (перегон Листвянка - Гавердово) и конец (Ясаково - Перевлес) были сохранены. Более того, вскоре по ним было запущено движение электричек из Рязани - удивительное дело даже для того времени! Хотя правильнее будет сказать, что Ясаково и Гавердово не стали лишать прямого сообщения с Рязанью. Оно сохраняется и по сей день, причём до Ясаково ходят две пары поездов ежедневно. По меркам Подмосковья - довольно редко. А вот жители тверской глубинки могут этому только позавидовать...
До середины 2000-х годов на станцию Ясаково иногда приходили грузовые поезда, но примерно с 2005 года остались только электрички. Из-за неудачного расписания они не подходят для ежедневных поездок в Рязань на работу, и пользуются ими в основном пенсионеры-дачники, а зимой пассажиропоток почти нулевой. По всей логике эта небольшая ветка должна быть уже давно закрыта из-за убытков - но этого до сих пор не произошло! И сейчас, спустя больше полувека, вокзал, оставшийся "не у дел", продолжает встречать редких пассажиров, создавая атмосферу железнодорожной старины. Как ни странно, при этом место не пользуется популярностью у железнодорожных любителей.
В декабре 2015 года, перед Новым Годом, мы совершили пятидневное путешествие по Рязанской области и, конечно, не обошли вниманием ветку Перевлес - Ясаково. На следующий день после исследования Последней магистрали Союза вновь приходим на вокзал Рязань-1, покупаем билеты и идём на платформу.
Электричка отправляется, а мы садимся у окна и любуемся зимним рассветом. В этот раз зима довольно сильно "опаздывала", и на улице стояла вполне осенняя погода, но, забегая вперёд, скажу, что наступление зимы мы застали точно в Ясаково :)

Поначалу пассажиров в шестивагонной электричке было немало, но почти все они сошли на промежуточных остановках.

Дорога идёт в нескольких километрах от берега Оки, местность довольно рельефная, с множеством холмов и оврагов.

В 20 километрах от Рязани от станции Листвянка дорога разделяется: влево уходит старое направление, по которому раньше через Ясаково шли поезда на восток.

Оно частично сохранилось: довольно похожая однопутная дорога доходит до тупикового остановочного пункта Гавердово, откуда насыпь продолжается дальше до Ясаково, к которому мы подъедем с другой стороны. А по участку Листвянка - Гавердово, такому же "реликту" старой дороги, можно тоже проехать на электричке, но из-за неудобного расписания нам пришлось ограничиться Ясаково.

Итак, теперь мы движемся по новому, обходному участку.

Места здесь малолюдные, постоянных населённых пунктов почти нет.



И вот поезд пересекает мост через реку Истья...

Сразу за которым начинается станция с необычным (возможно, мордовским) названием Перевлес, с ударением на второй слог. Отсюда нам предстоит двигаться как бы в обратную сторону, по направлению к Рязани, но по старой дороге. Машинисту нужно перейти в противоположную кабину (происходит смена направления движения, при движении в Ясаково последний вагон становится первым), и поэтому в Перевлесе долгая стоянка - 15 минут.
К сожалению, на этой станции в наш вагон зашла компания нетрезвых мужчин, и фотосъёмку пришлось прервать, дабы не привлекать излишнего внимания. Причём, насколько я понял, они даже перепутали электричку.
И вот наш поезд отправляется. Автоинформатор, до этого исправно работавший, не объявил следующую остановку, что создавало некое ощущение таинственности. Главный ход, по которому мы приехали из Рязани, остаётся в стороне.

Кажется, что поезд вот-вот разгонится - но нет, этого не происходило. Из-за неважного состояния путей разрешённая скорость здесь немногим больше 20 км/ч. Не настолько медленно, как на ветке Земцы - Жарковский, но всё равно впечатляет.
По мере приближения к берегу Оки рельеф становится всё более выраженным. Кроме того, можно увидеть характерную насыпь, по которой проходил второй путь (к сожалению, на снимке это видно недостаточно хорошо). Его здесь сняли, наверное, ещё в 1960-е годы, поэтому насыпь уже успела зарасти и остатков шпал не заметно.

И вот показываются какие-то заброшенные сельскохозяйственные сооружения.

А затем - типичные пристанционные постройки: водонапорная башня и жилое здание.
И электричка останавливается у великолепного старинного вокзала, который, правда, уже много лет как не работает.

Семь с половиной километров за двадцать минут, 22 километра в час. Для электропоезда это, скорее всего, антирекорд (хотя поезда на дизельной тяге, как я уже писал, бывают ещё медленнее). Но ведь почти на такой же скорости прибывали сюда поезда в конце позапрошлого века, и почти такой же вид открывался перед глазами их пассажиров.

Всё почти такое же, как и сто лет назад. Тут скорее состав 2004 года постройки выбивается из общего антуража и выглядит анахронизмом, пришельцем из будущего.

Сохранилось основание гидроколонки, при помощи которой заправлялись водой паровозы. А вдалеке, кстати, виден тупик, за которым насыпь продолжается до Гавердово.

Или вот старинный станционный погреб. Здесь могли хранить уголь или керосин.

Надеюсь, вокзал не перекрасят в серо-красные цвета "корпоративные" РЖД. Но не исключено, что к тому времени ветку просто закроют и разберут.



Не скупились раньше на украшения даже таких второстепенных станций. Но нужно помнить, что вокзал не только работал для обслуживания пассажиров, но и был центром общественной жизни.


Детали местной "привокзальной площади":

Незадолго до отправления поезда начался снегопад:

И скоро станция приобрела вот такой вид:

С противоположной от путей стороны - какие-то склады.

И стоящий на станции поезд как будто разделяет две эпохи.

Пора отправляться обратно. Из Ясаково во всём шестивагонном составе ехали лишь четыре человека, не считая поездной бригады.


Где-то там скрывается Ока. К некоторому разочарованию, из окна увидеть её так и не получилось.

А снегопад усиливается и постепенно превращается в настоящую метель. Сам собой получился кадр в стиле японской графики :)

Из-за снега трудно было рассмотреть что-либо вдали. И это создавало ощущение нереальности происходящего. Может быть, это всё сон? И станция Ясаково со старинным вокзалом тоже мне приснилась?

Небольшая скорость движения только усиливала эту мысль.

Единственный на линии остановочный пункт 252 км. На участке Листвянка - Ясаково - Перевлес сохранился старый отсчёт расстояния. Здесь в поезд зашёл ещё один человек.

Рядом, чуть ниже уровня дороги, приютилась крошечная деревня Ерофеевская Слобода.

Удивительный колорит:

Здесь хорошо видна насыпь второго пути, которую приспособили под движение автомобилей. Уже с трудом верится, что когда-то здесь проходили десятки поездов в день.

И вот из тумана выныривают магистральные пути.

Снова пятнадцатиминутная стоянка у платформы станции Перевлес. На несколько десятков метров вокруг ничего не видно.

А потом поезд стал обыкновенным - наполнился пассажирами и уже на большой скорости двигался в сторону Рязани, вновь "ожил" автоинформатор, объявляющий остановки. И лишь маршрутоуказатель "Рязань-1 - Ясаково" напоминал о том, что это на самом деле не электричка, а машина времени, на которой любой желающий может ненадолго отправиться в другую эпоху и, что немаловажно, вернуться обратно :)
Спасибо за внимание.
Tags: Вокзал, Железная дорога, Рязань, Ясаково, малодеятельные линии РЖД, электричка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments