Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Железнодорожная линия Узуново - Рыбное

Из Рязани можно уехать по четырём железнодорожным направлениям. Три из них - на Москву, Самару и Воронеж - каждый день пропускают множество как товарных, так и пассажирских поездов. Но четвёртое направление - на Узуново - по сравнению с предыдущими, не слишком известно, поскольку предназначено в основном для грузоперевозок (хотя также есть и электрички, и два поезда дальнего следования). Эта ветка соединяет Павелецкое направление с крупной сортировочной станцией Рыбное, и именно ей суждено было стать последней железной дорогой, построенной в Советском Союзе...

70-80-е годы прошлого века стали временем расцвета железнодорожной сети Советского Союза. Поезда были фактически единственным грузовым транспортом на дальних расстояниях, магистральные линии были загружены не в пример нынешним временам. Строились новые дороги, такие как БАМ и Югорская магистраль Тюмень - Новый Уренгой, а Московский железнодорожный узел страдал от нехватки пропускной способности. На пределе работал южный участок Большого Московского кольца и Рязанское направление от Рязани до Воскресенска, поэтому в 1978 году было принято довольно необычное решение: построить новую двухпутную железную дорогу от сортировочной станции Рыбное к Павелецкому направлению и перевести туда основную часть грузопотока. В начале 1980-х годов началось строительство, одновременно был построен второй путь между Узуново и Ожерельем, а также электрификация этого участка была переведена с переменного тока на постоянный.
Здесь стоит немного углубиться в технические тонкости. Надо отметить, что в большинстве случаев переменный ток выгоднее, чем постоянный. Довольно часто (особенно в 80-90-е годы) постояннотоковая система заменялась на переменнотоковую, но в данном случае была проделана крайне нестандартная обычная процедура. Дело в том, что на границе постоянного и переменного тока поездам приходится менять локомотивы, но здесь это пришлось бы делать дважды (В Москве и Рязани постоянный ток, поэтому в Ожерелье - смена с постоянного тока на переменный, а затем где-то перед Рыбным - с переменного на постоянный), и разгрузка Московско-Рязанского хода была бы сведена на нет. Благодаря электрификации участка Ожерелье-Узуново постоянным током стало возможным проследование грузового поезда с основных станций Московского узла в Рыбное без остановок.
Новая дорога была открыта в 1989 году, став своеобразной кульминацией Советских железных дорог, тем переломным моментом, после которого разрушалось уже больше, чем строилось. Помимо товарных поездов, сюда были переведены некоторые поезда дальнего следования, которые раньше прибывали на Казанский вокзал. Сразу же были пущены электрички (несмотря на то, что местность довольно малонаселённая). Основным был маршрут Рязань - Узуново, существующий и по сей день, но существовали также электрички Рязань - Макеево (промежуточная станция между Рыбным и Узуново), Рязань - Ожерелье, а летом 1989 года был даже маршрут Москва-Павелецкая - Узуново - Рязань длиной 245 километров. Но уже начиная с 1991 года, после известных событий, дорога начала деградировать. Основная причина - снижение грузопотока на Московском (и не только) узле, из-за чего пропускать товарные поезда по более длинному маршруту через Узуново стало невыгодно. В середине 90-х годов был во многих местах был демонтирован второй путь (частично, но далеко не везде, восстановлен в 2000-х). Сейчас по этой ветке проходит не больше 10 пар поездов в сутки, включая пассажирские, дорогу едва получается удерживать на грани рентабельности.
Мы проехали по линии Узуново - Рыбное в конце декабря 2015 года, во время путешествия по Рязанской области. Погуляв по Рязани в первой половине дня, мы пришли на вокзал Рязань-1, откуда в 13:07 должна была отправиться наша электричка. Ей оказалась старенькая шестивагонная ЭР2 из депо Раменское. Какая-то особая уютная, даже сонная атмосфера присутствовала в ней, её создавал то ли тёплый салон с характерным запахом электрообогревателя, то ли небольшое количество пассажиров, а скорее всего и то, и другое. Ко всему этому добавлялось ещё и то, что это единственная во всей России электричка, из окна которой я могу увидеть родину моей бабушки. Но об этом чуть позже.
До боли знакомый электронный голос объявил маршрут и следующую остановку, и мы отправились. На заднем плане здесь виден Троицкий мужской монастырь.

Вскоре покидаем город. На станции Дягилево к трём путям основного хода добавляется двухпутная грузовая ветка в обход Рязани. Начинается чрезвычайно запутанная железнодорожная развязка, разобраться в её хитросплетениях с первого взгляда едва ли возможно.



В междупутьях преспокойно разместились дачные участки.

Платформа Ходынино в черте соседнего города Рыбное. Насквозь железнодорожное место. На фотографии видна лишь одна треть всей ширины гигантской сортировочной станции, которая продолжается дальше за двухэтажными зданиями на заднем плане.

И собственно Рыбное. Как такового вокзала здесь нет.

Большая часть пассажиров тут выходит, и поезд становится почти пустым (5-7 человек на вагон). Но моя поездка пришлась на субботу, а в рабочие дни, возможно, этот маршрут гораздо более востребован.

Чтобы попасть на Узуновскую ветку, электричка должна проследовать по путепроводу над основным ходом, а также перейти с левостороннего движения, принятого на участке Москва - Рязань, на правостороннее.

Наконец, выбравшись из сложнейшей рельсовой паутины, железная дорога проходит под мостом автотрассы Москва - Челябинск. Обратите внимание, что дорога в этом месте двухпутная, но скоро пути сойдутся в один.

Это, кстати, ещё одна интересная особенность линии Узуново - Рыбное. Дорога в основном однопутная, но помимо станций и разъездов есть ещё длинные двухпутные вставки, где второй путь начинается на стрелке у путевого поста, прямо посреди перегона. Ещё не так давно это считалось небезопасно для движения, но к 1989 году системы СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка) были уже достаточно надёжными.
Первая двухпутная вставка заканчивается перед мостом через реку Вожу. Между прочим, ту самую, где в 1378 году русские впервые одержали победу над войсками Золотой Орды.

А вот и первая на нашем пути (от Рыбного) платформа Валищево. На её месте до середины 1990-х годов продолжался второй путь.


Между тем, пейзаж за окном изменился, и теперь электричка довольно резво движется среди просторных полей Рязанщины.

Глядя на эти фотографии, трудно поверить, что на улице конец декабря. Правда, после Нового Года природа, по-видимому, решила наверстать упущенное :)

Крупная деревня Житово встречает пассажиров вот такой загадочной "избушкой на курьих ножках". На самом деле это зерноочиститель.



В окестностях остановочного пункта Козловка расположилось множество дачных участков. Строительство железной дороги как раз совпало с расцветом всеобщего дачного увлечения, когда шесть соток земли на немаленьком расстоянии от города "компенсировали" пустые полки в магазинах. Некоторые из них теперь заброшены, другие же успели превратиться в полноценные загородные дома. Правда, добираются сюда в основном уже не на электричке, а на личных автомобилях.

Как раз в районе Козловки находится ещё одна двухпутная вставка.

Платформа Костёнково. Как напоминание об ушедшей эпохе, на многих остановках сохранились кассы - на рубеже 1980-90-х пассажиров было так много, что в них существовала реальная необходимость. Теперь здесь порой даже никто не выходит.

Латыгоры. Двухпутный участок уже закончился, но видно, что раньше второй путь присутствовал и здесь, а около него располагалась отдельная платформа с кассой.

За Латыгорами железная дорога пересекает границу Московской и Рязанской областей. В этом районе она проходит крайне замысловато, и нам предстоит ещё несколько раз переезжать из одной области в другую, а окончательно мы въедем в Подмосковье недалеко от Узуново. Кроме того, меняется и рельеф: дорога входит на Среднерусскую возвышенность, местность становится более холмистой, и от этого на пути появляется много насыпей, выемок и мостов.

Граница областей довольно заметна. Так, например, на подмосковных полях появляются озимые культуры.

И вот мы приблизились к Макеево - крупнейшему после Рыбного населённому пункту, где находится единственная промежуточная станция Макеево-Московское. Путей всего три (больше теперь не требуется), но видно, что раньше существовали ещё несколько. На фотографии - единственный встречный грузовой состав за всю поездку.

Огромное помещение дежурного по станции. Работники железной дороги теперь составляют немалую часть пассажиров электрички.

Есть здесь даже пассажирский вокзал (я не шучу, на фотографии действительно вокзал!)

В самом селе и окрестностях есть несколько живописных прудов:



После Макеево электричка вновь оказывается в Рязанской области. Пейзажи за окном практически не изменились, но отчего-то возникло совершенно особое чувство, будто бы я здесь уже много раз был. Доводилось слышать, что многие люди испытывают сходные ощущения, когда приближаются к родным местам. Многие названия окрестных деревень (и, следовательно, остановок электрички) хорошо знакомы мне по рассказам бабушки, которая жила здесь, когда этой железной дороги не было даже в планах. Тем и интереснее представлять, какими были эти места много лет тому назад. Даже жаль, что поезд проезжает этот участок столь быстро...
"Верейкино, следующая остановка Жоково". Электричка как будто специально стоит у платформы дольше обычного, давая мне возможность внимательнее рассмотреть окрестности.

Деревня Верейкино. Здесь располагался медпункт, где работала моя прабабушка, которая в годы Великой Отечественной войны была единственным медицинским работником на целый ряд деревень: Верейкино, Калиновка, Клишино, Китаево, Алёшино, Петровское, Токарево. Остальные медработники были заняты на фронте. А за лесополосой и холмами на заднем плане скрывается село Калиновка - родина моей бабушки. Надо как-нибудь целенаправленно приехать и дойти туда.

Чем не открыточный вид? :)

Но нам пора ехать дальше.

Платформа Жоково и поля с озимыми посевами. В этот момент за окном пошёл какой-то мокрый снег, растаивающий сразу после падения на землю, поэтому снимок получился некачественный.

Настоящий снег, кстати, выпал на следующий день, во время нашей поездки в Ясаково (об этой почти что экзотической железной дороге будет следующая статья).
До Узунова остаётся двадцать четыре километра, на что недвусмымленно указывает название разъезда. В отличие от предыдущих длинных двухпутных вставок, здесь поезду обязательно придётся останавливаться для пропуска встречного.

Станционное здание кажется каким-то заброшенным, окна заложены. Да и вообще место довольно глухое, населённых пунктов поблизости нет, а пользуются остановкой только железнодорожники.

На этом снимке отчётливо видны остатки второго пути: сохранился даже щебневый балласт и бетонные столбы контактного провода.

Электроподстанция на 19-м километре имеет весьма странную и забавную конструкцию: трансформаторы поставлены на железнодорожные вагоны-платформы на рельсах, причём рельсы обрываются у забора и не соединяются с железнодорожным путём. Никогда раньше не доводилось видеть что-либо подобное.

И вот мы приблизились, пожалуй, к самому живописному месту на всей дороге - к мосту через Осётр. Когда-то в воды этой небольшой реки из Волги по Оке заходили осетровые рыбы. Невероятно...

По Осетру проходит последняя на нашем пути граница областей, так что на снимке можно видеть слева Рязанскую область, а справа - Подмосковье. Вода в реке имеет какой-то неестественный тёмно-зелёный цвет, хотя, возможно, такой эффект возникает из-за контраста с пожелтевшей травой.

За мостом - остановка с забавным названием (ударение на вторую О):

Окрестные деревни официально совсем небольшие - постоянное население не больше 60 человек, а в некоторых даже меньше десятка, но летом людей здесь становится в разы больше. Многие дома принадлежат жителям городов и используются как дачи.

Удивительные краски. Не забываем, что на календаре конец декабря :)

Клёмово. Здесь даже сохранилась платформа у второго пути.

И вот наше путешествие подходит к концу. Последние пару километров ветка Узуново - Рыбное тянется параллельно Павелецкому направлению, но проходит гораздо выше, постепенно спускаясь с холма по мере приближения к станции. Правда, заметить это поначалу не удаётся, поскольку магистральная железная дорога прячется за лесополосой.



Наконец, взгляду предстаёт двухуровневая железнодорожная развязка, где над Павелецкой дорогой проходит второй путь линии Узуново - Рыбное. Но, поскольку на последней второй путь разобран, в нынешнем своём виде это громоздкое сооружение абсолютно бесполезно.

И вскоре электричка останавливается у высокой платформы:

Обратно наш состав отправится через двадцать пять минут. Можно подняться на мост над путями, с которого открывается вид на вокзал начала XX века и водонапорную башню.

Узуново - станция стыкования родов тока (на Москву и Рязань - электрификация постоянным током, на Раненбург - переменным). Поэтому все поезда имеют здесь длительную стоянку, во время которой меняют локомотив. По этой же причине, кстати, невозможно организовать маршрут электрички до Серебряных Прудов - районного центра Подмосковья, до которого отсюда всего 12 километров.
В сторону Михайлова отсюда ходят вот такие "круглоголовые" ЭМ9:

Я спустился с моста, неторопливо прошёл в вагон и попил чаю из термоса, после чего решил проверить билет. Каково же было моё удивление, что он действовал только в сторону Узуново! Ведь ещё при покупке в Рязани я обратил внимание, что он стоил подозрительно дёшево. А тем временем, до отправления электрички оставалось всего пять минут.
Что же делать? Если пойти сейчас в кассу (для этого нужно пройти обратно в конец состава, подняться на мост, спуститься к вокзалу и потом ещё искать эту самую кассу, где к тому же возможна очередь), то есть риск опоздать и потом ждать следующую электричку почти четыре часа. Впервые в жизни принимаю решение ехать без билета, надеясь купить его потом у разъездного кассира.
Состав тронулся. Вскоре хлопнула дверь, и в вагоне показались контролёры. Морально готовлюсь к неприятному диалогу.
- Здравствуйте. А вы успели сходить в Узуново в кассу за билетом? Ведь у вас, насколько я помню, только в одну сторону.
- К сожалению, не успел...
- Мы можем продать вам билет от Узуново только с дополнительным сбором. Но можно сделать так, как будто Вы едете не от Узуново, а от следующей остановки Клёмово. А пока мы Вас тут не видели. Давайте так сделаем?
Таким образом, я проехал 11-километровый участок Узуново - Клёмово без билета :) Хотелось бы поблагодарить контролёров за понимание. На всякий случай - убедительная просьба к читателям: не пытайтесь повторить это самостоятельно, автор не несёт ответственности за последствия.
Спасибо за внимание!

Tags: Железная дорога, Рязань, Узуново, малодеятельные линии РЖД, электричка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments