Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Осколки Мещёрской магистрали: торфовозные узкоколейные железные дороги в Рязанской области

Ещё полвека назад Мещёрский край, раскинувшийся на стыке Владимирской, Рязанской и Московской областей, был довольно глухой и малонаселённой местностью. где основной транспортной артерией служила узкоколейка. Когда-то она соединяла по кратчайшему расстоянию Рязань и Владимир, но в 1980-е годы, с развитием автомобильного транспорта, началось её постепенное уничтожение, которое было завершено буквально несколько лет назад. Эта дорога, воспетая Паустовским и получившая громкое неофициальное название Мещёрская магистраль, действительно была настоящей малой магистралью, с боковыми ветками и подъездными путями. Некоторые из них не были закрыты вместе с основным ходом и продолжают функционировать независимо от него и по сей день.


В 1950-х годах в окрестностях Рязанско-Владимирской узкоколейной линии началась промышленная добыча торфа, были открыты торфопредприятия Мещерское (в окрестностях станции Пилево), Солотчинское (недалеко от Ласково) и Ненашкино (город Спас-Клепики). Торф вывозился по узкоколейным железным дорогам, которые, естественно, сразу же были подсоединены к "главному ходу" Рязань - Тумская. Добытый торф первоначально использовался только на местных фабриках, но уже в начале 1960-х годов была построена соединительная ветка Пилево - Прокша (последняя станция относилась к Радовицкому торфопредприятию, а это уже Егорьевский район Московской области). Таким образом, возникла гигантская узкоколейная сеть, охватывавшая север Рязанской области и восток Подмосковья, суммарная длина путей превышала 300 километров.

(карта издана в 1978 году и взята с сайта infojd.ru, пометки мои)


Теперь основная масса торфа поступала в Рязановку, где он перегружался в вагоны широкой колеи и шёл по линии Кривандино - Рязановка на Шатурскую ГРЭС.
В 1976 году была открыта железнодорожная ветка широкой колеи Сазоново - Пилево. Её строили для того, чтобы ускорить доставку торфа с Мещерского и Солотчинского торфопредприятия в Шатуру. Недалеко от Пилево была построена перегрузочная станция Мещера, оборудованная на тот момент по последнему слову техники. Движение по узкоколейному участку Пилево - Прокша, который фактически стал дублироваться широкой колеёй, стало минимальным, но не прекращалось вплоть до начала 1990-х годов. Изредка происходила передача локомотивов и вагонов между торфопредприятиями, поскольку они относились в то время к одной и той же организации.
Кризис 1990-х годов сильнейшим образом сказался на местной экономике, а для железных дорог Мещёры стал настоящей катастрофой. Вначале был ликвидирован соединительный участок Пилево - Прокша, а вскоре распалась единая система торфодобывающих организаций, снабжавших Шатурскую электростанцию. Солотчинское торфопредприятие отказалось от узкоколейной железной дороги и перешло на автомобильный вывоз торфа, а в 1996 году был разобран "магистральный" участок Спас-Клепики - Пилево - Ласково. Также были закрыты многие другие железнодорожные линии. Система торфовозных железных дорог Мещерского торфопредприятия стала изолированной сетью, не имеющей связи с другими узкоколейками.
В 2008 году Шатурская ГРЭС отказалась от использования торфяного топлива и перешла на природный газ. Это привело к новой волне деградации мещёрской железнодорожной сети. В частности, прекратилась перегрузка торфа в Пилево, а вскоре линия Сазоново - Пилево была в буквальном смысле разворована неизвестными преступниками на металлолом. Объемы добычи в Мещерском намного снизились, но торфопредприятие всё-таки смогло выжить, в отличие от узкоколеек Подмосковья (Шатурская и Рязановская). В том же году началось уничтожение последнего участка исторической Мещёрской магистрали, линии Тумская - Гуреевский с ответвлением на Голованову Дачу.
На фоне всего этого кажется удивительным то, что в 2010 году узкоколейка под Солотчей была восстановлена, а фактически вновь построена с нуля. Давнее решение о её закрытии было признано ошибкой. Локомотивы и вагоны были завезены с Мещерского торфопредприятия. Перспективы работ есть, и вскоре планируется её продление.
Таким образом, к настоящему времени сохранились два "осколка" бывшей Мещёрской магистрали, две физически не связанных друг с другом (но принадлежащих к одной организации) торфовозных узкоколейки. Их мы осмотрели в августе 2014 года.

Большой и весьма насыщенный маршрут нашего однодневного автомобильного путешествия проходил по востоку Московской и северо-западу Рязанской области. Его "железнодорожная" программа включала в себя осмотр остатков линии Сазоново - Пилево и двух действующих узкоколеек, которым и посвящен данный фоторассказ. После посещения станции Пилево едем в соседнюю Болонь - посёлок при торфопредприятии "Мещерское", где нашему взгляду сразу предстали миниатюрные вагоны:

Всё здесь выглядит гораздо масштабнее и более ухоженно, чем, например, в Пельгорском. Слева виднеется котельная с эстакадой для доставки топлива (думаю, понятно, какого).

Мы проходим немного вдоль забора и оказываемся около ворот, через которые рельсовый путь входит на территорию предприятия. Вот она, узкоколейка! Миниатюрные и заросшие пути обычно производят сильное впечатление на человека, который видит это в первый раз.

Вид в обратную сторону:

Конструкция ворот, мягко говоря, не отличается особой прочностью, и нам не составило труда пролезть через них :)

На переднем плане - узкоколейное депо, а вдали справа виднеются те самые вагоны, которые мы сфотографировали вначале:

Вид на котельную с другой стороны. Я старался отснять как можно больше ракурсов из общедоступных мест и уже затем попробовать попасть внутрь депо. Забегая вперёд, отмечу, что отношение к нам со стороны работников оказалось весьма доброжелательным, и благодаря им мы посмотрели даже больше, чем планировали.

А переезд чуть дальше оказался не расчищен. По-видимому, на тот момент узкоколейка временно не работала, что позднее нам подтвердили работники торфопредприятия. Основная работа велась на Солотчинском участке.

Путь за переездом продолжается до небольшой узловой станции Болонь, откуда расходятся ветки уже непосредственно к местам добычи торфа. Общая протяжённость путей немаленькая - 46 километров, это намного больше, чем в том же Пельгорском. К сожалению, я не догадался сходить на станцию, которая, как оказалось, находится совсем недалеко отсюда.

А потом мы вернулись к главному входу на предприятие. Представляемся любителями железных дорог и пробуем договориться об осмотре территории около депо. Получилось!

В этом месте разгружают вагоны с торфом. Теперь он идёт не на отопление, а на производство брикетов, горшочков и удобрений, немалая часто которых поставляется на экспорт в Западную Европу.

Пассажирский вагон для доставки рабочих на месторождения:

Ещё один вагон и какая-то путеремонтная машина (?)

Довольно старый снегоочиститель:

И пожарный поезд.

Этот состав участвовал в борьбе с торфяными пожарами в 2010 году. Именно в этом районе их масштаб был огромен, а последствия - катастрофические.

А теперь, "на десерт" - фотографии из депо, в котором нам также удалось побывать. Поскольку узкоколейка временно простаивала без движения, здесь был настоящий "аншлаг" разнообразной техники.
Тепловоз ТУ6А-2540.

Мотовоз ЭСУ ("электростанция самоходная узкоколейная")

Два тепловоза ТУ4...

У одного из которых загадочная установка над выхлопной трубой. Вопрос к знатокам железнодорожной техники: что это может быть? (вот фотография этого же локомотива)

А это уже экзотика: дрезина ПМД-3 с кабиной от грузовика и кустарно приделанным пассажирским кузовом. Эдакая "рельсовая маршрутка".

Зачем-то в кабине даже установлен руль. Впрочем, подозреваю, что это чья-то шутка.

А до "модернизации" это была пожарная дрезина. Оригинальный вариант сохранился в музее под Переславлем-Залесским.



Огромное спасибо работникам Мещерского торфопредприятия за доброжелательное отношение и получившуюся своеобразную экскурсию по депо!

Но нам пора ехать дальше, в посёлок Приозёрный рядом со старинным селом Ласково, где работает ещё одна узкоколейная дорога. К сожалению, мы не могли здесь долго задерживаться, поскольку предстоял ещё 200-километровый обратный путь в подмосковный Жуковский, из-за этого осматривать дорогу пришлось бегло.

Пути здесь совсем новые, уложены в 2010 году. Эта узкоколейка - единственная в России, возрождённая на старом месте после полной ликвидации.

Масштабы, правда, уже не такие, как в Болони. Депо как таковое отсутствует, вся техника стоит под открытым небом.

Протяжённость линии на данный момент - всего 3 километра, но планируется продлить её и дальше. Удивительное дело!

Единственный пока локомотив на всей узкоколейке:

И вездесущие ЭСУ. На торфоразработках они выполняют роль дизель-генераторов, питают электричеством работающую там технику.

Узкоколейный путеукладчик. Приозёрный - одно из немногих мест в России, где они именно укладывают новые пути, а не привозят обратно разобранные участки.

Такого оригинального тормозного башмака я ещё не видел :) Прошу прощения за качество снимка.

Разгрузочная эстакада и торфоприёмное устройство:

Вагоны поднимаются туда при помощи лебёдки, внизу виден канат, который привязывается к сцепке:

Потихоньку восстанавливается торфобрикетный завод. (Фотография не моя)

И закупается новейшая импортная техника:



На этом заканчивается наше небольшое исследование двух мещёрских узкоколеек - двух дорог с разной судьбой, которые когда-то составляли единое целое.
Спасибо за внимание!
Tags: Железная дорога, Мещёра, Пилево, Рязань, узкоколейка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments