Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Железнодорожная линия Сусоловка - Христофорово

Местность на границе Архангельской, Вологодской и Кировской областей выглядит на карте гигантским зелёным пятном, на котором едва различимы крошечные населённые пункты. Издавна отсюда в больших количествах вывозили лес, и для этой цели было построено много лесовозных узкоколеек. Именно к таким малым дорогам близка по духу линия Сусоловка - Христофорово, одна из самых медленных железных дорог в России, чудом сохранившаяся до настоящего времени.


Посёлок Христофорово, расположенный на самом севере Кировской области, обязан своим появлением именно железным дорогам. В середине 1930-х годов сюда пришла линия широкой колеи от станции Сусоловка на магистрали Киров - Котлас, а дальше, вглубь лесов, потянулись узкоколейные ветки. Христофорово стало опорным пунктом лесозаготовок, в нём же расположился леспромхоз.
Конец 1930-х был отмечен в истории страны как мрачный период репрессий. По всему Северу были устроены лагеря, не обошли они и Христофорово. В 1939 году сюда были привезены поляки из "освобождённых от польской оккупации" Западной Украины и Беларуси, а во время Великой Отечественной войны появился лагерь для военнопленных. Но к началу 1960-х годов лагеря в этой местности практически исчезли, Христофорово стало "гражданским" посёлком, а железнодорожная линия от Сусоловки была передана Министерству путей сообщения.
При этом в Христофорове ветка не заканчивалась, а шла дальше до загадочного остановочного пункта 25-й километр вблизи посёлка Сосновка. От 25-го километра до самого посёлка шла небольшая линия узкоколейки. По сведениям С. Болашенко, на 25-м километре размещался один из складов Христофоровского леспромхоза, там же оборачивался пассажирский поезд (точнее, прицепной плацкартный вагон к поезду Киров-Котлас), а по узкоколейке пассажиры доезжали до самой Сосновки.
К началу 1990-х годов посёлок Сосновка был выселен, что в советские времена было довольно редким явлением. Узкоколейка и участок широкой колеи от Христофорово до 25-го километра были разобраны. Вскоре за этим последовал экономический кризис, и по дороге стало нечего возить. Из-за неважного состояния путей разрешённая скорость едва превышает человеческий бег.
Наверное, лишь чудом сохраняется этот короткий и убыточный железнодорожный участок, по-прежнему курсирует поезд из одного вагона, перевозящий немногочисленных местных жителей. Между 2004 и 2009 годом прицепной вагон Киров-Христофорово был заменён новейшим дизель-поездом РА1 (при этом маршрут сокращён до Лузы), а частота движения даже увеличилась. Будем надеяться, что в таком состоянии дорога продержится ещё много лет...
Наша поездка по железнодорожной линии Сусоловка - Христофорово состоялась 23 августа 2015 года. Начальной точкой путешествия стала Луза - самый северный и самый отдалённый город Кировской области.



На станции сохранилась красивая водонапорная башня:

Путешественники, даже "бэкпекеры", в Лузе почти не бывают. Между тем, всего в 25 километрах отсюда находится удивительный малоизвестный старинный городок Лальск с прекрасными церквями и колокольней начала-середины XVIII века, эдакий Великий Устюг в миниатюре. Его мы осмотрим на следующий день.

Вот и подошёл наш поезд. Его начальная станция - не Луза, а Пинюг (ударение на первый слог), причём туда ходит всего один рейс в день - меньше, чем в глухоманное Христофорово.
Путешествие началось! За окном потянулись живописные холмистые окраины Лузы:

А потом начались леса. До станции Сусоловка по магистрали Киров - Котлас вагончик едет на большой скорости - по ощущениям, намного быстрее, чем подмосковные электрички. Быстро мелькают деревья, листья на которых уже начали желтеть - осень в этих краях наступает раньше, чем в средней полосе России.

Спустя двадцать минут мы оказываемся в Сусоловке. Это небольшой пристанционный посёлок, который находится (внезапно!) на территории Вологодской области и даже связан автобусом с Великим Устюгом. Границы областей в этом месте проходят настолько замысловато, что следующая станция - уже в Котласском районе Архангельской области, а Сусоловка - практически анклав.

А это, наверное, какой-то заброшенный подъездной путь...

А вот и нет - это и есть та самая линия на Христофорово! Наверное, многие, кто проезжает мимо Сусоловки на поездах дальнего следования (например, Воркута - Адлер), даже не догадываются, что этот путь действующий и по нему даже два раза в день ходит пассажирский поезд.
Наш состав останавливается у нового деревянного вокзала (довольно невзрачного), и мгновенно почти весь вагон пустеет.

Пассажиры направились к стоящему на соседнем пути пригородному поезду Сусоловка - Котлас. Именно на нём, кстати, мы проехали днём раньше, добираясь из Архангельской области в Лузу. Некоторые лица даже показались знакомыми.

В плане пассажиров наш поезд Пинюг - Христофорово довольно интересен. Он как бы совмещает в одном маршруте два транспортных потока, имеющие мало отношения друг к другу: Пинюг - Луза - Сусоловка и дальше на Котлас (межрайонный) и Луза - Христофорово (связь отдалённого посёлка с районным центром). Причём почти все, кто ехал в Христофорово, были знакомы друг с другом, и странный человек с рюкзаком, зачем-то фотографирующий железную дорогу, явно не вписывался в концепцию их изолированного мира. Вопросов насчёт целей поездки, правда, задавать не стали :)
Стоянка в Сусоловке - 15 минут, поскольку поезду необходимо сменить направление движения. Правда, благодаря использованию дизель-поезда РА1 достаточно лишь машинисту и помощнику перейти в другую кабину, а не перецеплять тепловоз, как в Соблаго.
Наконец, поезд отправляется и въезжает вновь в Лузский район Кировской области.

Ветка Сусоловка - Христофорово крайне нетороплива. Перегон длиной 16 километров поезд проходит больше чем за час! Меньше скорость лишь у поезда Земцы - Жарковский в Тверской области. Быстрее двигаться и там, и там не позволяет состояние путей. Ремонтировать эти ветки невыгодно, поскольку грузовое движение в обоих случаях отсутствует, а доходы от перевозки пассажиров не окупают и малой доли фактических затрат. Так и живут эти малодеятельные дороги за счёт субсидий от области, в ожидании того, что в любой момент их могут закрыть совсем.
Впрочем, не будем о грустном. Ведь за окном невероятно красивые лесные пейзажи.

Деревья подступают к колее вплотную. Иногда кажется, что поезд едет не по железной дороге, а по узкой лесной тропинке.

На этом видео хорошо заметно, что вагон даже касается веток.

На целом участке нет ни одной промежуточной остановки. Отсутствуют характерные для таких линий остановочные пункты без платформ, обозначенные только табличкой.

Мост через речку Залесская Лала:

Дело идёт к вечеру, тени от леса становятся всё выше.



Видимо, бывший путейский сарай:





Обратите внимание на незамысловатую конструкцию километрового знака. Правда, до цельного бревна на ветке Земцы - Жарковский всё равно не дотягивает :)

Но вот лес расступается и поезд въезжает на огромную поляну:

Слева показывается автодорога:

А затем и деревянные дома:



В обратную сторону поезд отправится через полтора часа. Времени более чем достаточно, чтобы изучить окрестности и просто встретить наступление августовского вечера в северной глубинке. Кстати, большое преимущество путешествий по Северу в августе - это отсутствие комаров.
Платформу недавно обновилили, и теперь она вместе с современным дизель-поездом выглядит как будто анклав другого измерения - настолько их облик контрастирует с окружающей обстановкой.

Остановка автобуса. Рельсового :)

Платформа Христофорово находится на удалении от собственно станции, ближе к жилой части посёлка. А самой станции уже несколько лет как нет, путь к ней обрывается недалеко от платформы.

Где-то там был леспромхоз, начиналась узкоколейка...

А вот, кстати, узкоколейный пассажирский вагон:

В сам посёлок я решил не углубляться.

Вместо этого прошёл немного в сторону Сусоловки, сел на рельсы и стал любоваться местными пейзажами и слушать тишину. Какая же она там, в Христофорове, приятная!





Видите рельсы среди травы? Они там есть! И более того, по ним два раза в день ходит пассажирский поезд!

Ближе к отправлению на платформе стали собираться люди, и на обратном пути поезд был уже довольно заполнен. Почти все ехали до Лузы.

В районе Сусоловки уже начались сумерки:

А в Лузе вагончик высадил пассажиров на перрон и уехал на запасной путь, растворившись в темноте. Кто-то остался на вокзале дожидаться ночного поезда, а остальные разбрелись по своим домам. На этом наше небольшое путешествие завершилось.

На следующий день была запланирована поездка в Лальск. На мой взгляд, это один из самых малоизвестных исторических городов Севера. Конечно, подробный обзор в рамках этого репортажа писать не стоит, но одну фотографию, пожалуй, всё-таки опубликую. Для поднятия интереса :)

Спасибо за внимание.
Tags: Железная дорога, Киров, Христофорово, малодеятельные линии РЖД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments