Кирилл Федоров (kirillfedorov4) wrote,
Кирилл Федоров
kirillfedorov4

Узкоколейная железная дорога Пельгорского торфопредприятия

Пригороды Санкт-Петербурга разительно отличаются от пригородов Москвы. Гораздо менее населённая и при этом более крупная по площади, Ленинградская область сохранила гораздо больше нетронутой природы даже рядом с областным центром, в то время как Ближнее Подмосковье зачастую представляет собой вытянувшиеся на десятки километров "спальные районы" столицы. И уж точно вблизи Москвы теперь невозможно найти действующую торфовозную узкоколейку, которая бы гармонично вписывалась в природу. Одна из таких сохранилась в посёлке Рябово Тосненского района Ленинградской области...
SAM_2674

Добыча торфа на болотах к северу от железной дороги Санкт-Петербург - Москва началось в 1950-е годы. Тогда было построено торфопредприятие "Пельгорское" и одноимённый посёлок при нём, а также узкоколейная железная дорога для перевозки торфа с места добычи на предприятие. Первоначально разработки велись только на ближайшем к посёлку болоте с таким же названием - Пельгорское. За счёт этого протяжённость дороги была небольшой, около 8 километров. Добытый торф перегружался в вагоны широкой колеи рядом со станцией Рябово Октябрьской железной дороги, куда специально был подведён узкоколейный путь. В 1980-х годах линия была продлена до соседнего Ушакинского болота, в результате чего длина путей сильно увеличилась. Объемы добычи торфа стали достигать 500 тысяч тонн в год...
Экономический кризис 1990-х годов сказался как на торфопредприятии, так и на железной дороге. Перегрузка торфа "на широкую колею" прекратилась, а сам перегрузочный комплекс и ветка к нему были уничтожены. Но вскоре появился новый рынок сбыта: торф стал поставляться в качестве удобрения в некоторые страны Западной Европы (в основном, в Нидерланды). Это дало предприятию новую жизнь: вскоре поступило современное импортное оборудование, а узкоколейка была отремонтирована. Поезда с торфом ходят ежедневно, и будущее дороги, в отличие от многих других, вполне оптимистично.

Поездка в Рябово состоялась в начале июня 2015 года, в ходе многодневного путешествия по Северо-Западу России. В этот раз ко мне присоединился мой друг Константин Карташов (nord_ursus), житель Санкт-Петербурга и тоже любитель железных дорог и путешествий. Встретившись на Московском вокзале, за час с небольшим мы доехали до станции Рябово, откуда и начался наш поход. Электричка отправилась дальше, в соседнюю Любань, по абсолютно прямым путям Главного хода:
SAM_2644
В Рябово останавливается не так уж много поездов, причём все они пригородные, но здесь есть вполне капитальный вокзал. Это типовой проект 1950-х годов (точно такие же здания есть, например в Ильино и в Сланцах). Касса, впрочем, закрыта, а билеты приобретаются у кондукторов в самой электричке.
Эту фотографию Константин сделал уже перед отправлением обратно в Санкт-Петербург. Из-за наличия РЖД-охраны фотосъёмка была затруднена :)

А мы направились в сторону торфопредприятия. Вначале идём по малоиспользуемому подъездному пути на нефтебазу. Это ещё обычная колея, не узкая :)
SAM_2646

SAM_2649
Вскоре выходим на переезд, ощущая себя поездом
SAM_2654
Слева остаётся посёлок Рябово.
SAM_2655
А чуть правее уже виднеется само торфопредприятие:
SAM_2657
Дорога, на которую мы вышли, ведёт в посёлок Пельгорское, где находится главная станция узкоколейки. На обратном пути нам предстоит пройти эту дорогу целиком.
SAM_2658
А мы сворачиваем вправо и оказываемся на...
SAM_2662
Такого названия улицы ещё не доводилось встречать. Причём, глядя на возраст домов, в очередной раз убеждаешься: нет ничего более постоянного, чем временное :)
Вот и торфопредприятие. Внимательный глаз может увидеть узкоколейные вагоны:

Чуть крупнее. Судя по всему, это вагоноопрокидыватель для выгрузки торфа. Подойти ближе к такому интересному сооружению, увы, не получилось.

Чуть дальше, рядом с забором путевой машинной станции РЖД, мы вышли на какую-то полузаросшую тропинку...

Смотрим вниз - а там, оказывается, рельсы!

Удивительная гармония техники и природы, и всё это - в полутора часах езды от Петербурга! Даже странно, что это место столь малоизвестно.

Совсем рядом непрерывно раздаётся звук маневрового тепловоза и лязг сцепок - за забором находится путевая машинная станция.
SAM_2677
Но вскоре становится слышно только пение птиц и шуршание листьев на ветру:


SAM_2692
Пути, мягко говоря, не отличаются качеством:
SAM_2693
Слева остаётся какой-то пруд:
SAM_2691
А впереди уже видны стоящие на станции вагоны:
SAM_2694
Вид в обратную сторону:

nord_ursus в процессе фотографирования. Это, кстати, была первая узкоколейка, которую он увидел воочию, поэтому поездка получилась для него интересной вдвойне.
SAM_2698
Вот, наконец, сама станция:
SAM_2710
Стрелки в траве практически незаметны:
SAM_2712
Поэтому кажется, что пути возникают будто бы из ниоткуда:
SAM_2716
Заброшенная будка стрелочника выглядит весьма капитально. Особенно это заметно на фоне всего остального: несерьёзного, напоминающего какой-то парковый аттракцион.
SAM_2714
Неужели тут что-то ещё работает? - спросите вы. Да, работает, и в этом мы вскоре убедились. Вот, например, в траве сидит кузнечик стоит тепловоз-дрезина ТУ8Г.
SAM_2722
Вид назад. Левее идёт путь на торфопредприятие, по которому мы как раз сюда пришли, а вправо - ветка к локомотивному депо.
SAM_2717
Мы решили немного продвинуться по второй из них, после чего уже осмотреть саму станцию.
И, как выяснилось, это было сделано не зря. Тепловоз завёл двигатель и поехал прямо в нашу сторону!

Мост через ручей. Хочется спросить: как здесь может ездить целый поезд? Действительно ли тут минуту назад что-то проезжало?
SAM_2719
И, как будто в качестве ответа, стук колёс послышался снова. Смотрим - а тепловоз возвращается обратно.

Теперь самое время изучить станцию. По сравнению с другими торфовозными узкоколейками (в Тёсово или Васильевском Мхе), она довольно небольшая.
SAM_2729
Постройка слева - это одновременно и помещение дежурного по станции, и управление узкоколейки. Табличка на нём гласит: "Железнодорожный цех". А сама станция, похоже, никак не называется. Что, впрочем, и не нужно - ведь она единственная на дороге.
SAM_2732
Напротив "цеха" стоит отставленная от работы техника:
SAM_2733
Мотовоз ЭСУ без двигателя:
SAM_2734
Снегоочиститель:
SAM_2738
И пассажирский вагон, возивший рабочих.
SAM_2735

SAM_2736
Интерьер, до боли знакомый по поездкам в Каринторф, или из Алапаевска в Санкино. Жёсткие сиденья, раскачка при езде - и всё равно есть в таких путешествиях что-то очень душевное, отчего хочется повторить их ещё раз...
SAM_27365
Есть даже полноценная платформа. Даром что пассажирские поезда отсюда не ходят. Нет, их не "оптимизировали" в духе РЖД из-за убытков, а просто им практически некуда отсюда ходить. Ведь за посёлком нет ничего, кроме лесов и торфяных болот. Ни одного населённого пункта.
SAM_2770
До отправления электрички на Петербург ещё очень много времени, и мы решили пройти немного дальше, по дороге на торфоразработки.

Станция заканчивается:
SAM_2743
Калитки некоторых огородов выходят прямо на рельсы:
SAM_2748
А на других можно увидеть бытовки из старых узкоколейных вагонов:
SAM_2746
Вскоре дорога выходит за пределы посёлка:
SAM_2749
Мост через Царёв ручей - деревянный, с металлическим пролётом. Похожее мне доводилось видеть на линии Иваново - Комсомольск, а Константин вспомнил посещённую им ветку Тихвин - Будогощь с такими же деревянными мостами.
SAM_2754
Переходить тут нужно очень осторожно:
SAM_2758
А так выглядит это нехитрое сооружение со стороны:
SAM_2760
Из-за торфа вода в ручье тёмно-красного цвета.
SAM_2756
Недалеко от моста мы сделали привал, после чего двинулись в обратную сторону. А узкоколейный путь, уложенный прямо на землю, уходит дальше, вглубь леса.
SAM_2763
Здесь пути тоже не впечатляют капитальностью :)
SAM_2765

Возвращаемся на станцию. Тепловоз всё так же стоит у платформы.
SAM_2771
А среди путей неожиданно обнаружилась бензоколонка:
SAM_2772
Теперь мы идём по ветке в сторону депо - ещё более заросшей и "несерьёзной".
SAM_2776
А само депо оказалось таким же миниатюрным, всего с одним ангаром. Ближе мы решили не подходить.
SAM_2780
Пора двигаться в сторону станции Рябово, а заодно осмотреть посёлок Пельгорское (формально - часть того же Рябово).
SAM_2786
Вообще торфопредприятия вместе с рабочими посёлками обычно размещались на некотором расстоянии от существующих населённых пунктов. Так, например, рядом с Пилево есть отдельный рабочий посёлок при торфопредприятии Болонь, недалеко от село Васильевского - Васильевский Мох...
SAM_2788
И во всех таких посёлках главная улица непременно заканчивается около ДК:
SAM_2792
Не так давно в Пельгорском появилась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы:
SAM_2793
Идём быстрым шагом в соседнее Рябово по дороге с гордым названием Пельгорское шоссе. По нему, кстати, ходит внутрипоселковый автобус, но почему-то его расписание не состыковано с электричками.
SAM_2800
На станцию мы пришли перед самым прибытием электрички. Ещё час с небольшим, и наше совместное путешествие закончилось на Московском вокзале Санкт-Петербурга.
Спасибо за внимание!

Рассказ Константина об этой же поездке
Tags: Железная дорога, Рябово, Санкт-Петербург, узкоколейка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments